Сергей Выжевский (dharma_ser) wrote,
Сергей Выжевский
dharma_ser

Categories:

Забытые первые архитекторы Павловского села (П. Ю. Патон, А. Ринальди, Ю. М. Фельтен)_Часть II

Тогда кто?
Просмотр ранних изображений Павловского парка дает неожиданную подсказку. Известно, что часть первоначального парка в долине реки Славянки представляла собой четыре искусственно созданных острова, соединенных друг с другом и с берегом причудливыми мостиками и нерегулярным рисунком дорожек [1]. Сейчас из четырех островов сохранились только два: один у Большого каменного моста, другой соединен с берегами Славянки Черным и Горбатым мостом. На месте двух остальных - Фасадный пруд, в котором отражается дворец Камерона. На «Плане Паульлюста» 1780 года [2] присутствует изображение всех четырех островов, причем на самом большом острове, а также на полуострове, где позднее возникнет Семейная роща, в центре размещаются какие-то парковые объекты. Более крупный объект, размещавшийся на острове примерно напротив фасада «Паульлюста» изображен в медальоне с правой стороны плана 1780 года. Несмотря на то, что художник был не очень умелый, сооружение опознается достаточно хорошо - это Китайская беседка, крыша которой имеет два яруса. Сама беседка размещается на насыпном холме из диких камней и к ней ведет изогнутая лестница. Верхняя часть этой же Китайской беседки изображена на Генеральном плане увеселительных домов Паульлуста и Мариенталя... 1779 года [3]. Объект же в центре Семейной рощи, как видно на плане 1780 года, занимает меньшую площадь (под ним нет насыпного холма, или он относительно небольшой), однако это еще одна Китайская беседка, на этот раз с одноярусной крышей, ее верх хорошо прорисован на картине Семена Щедрина с видом «Паульлюста».


Фрагмент «Плана Паульлюста» (ГМЗ «Павловск». Инв. № Ч-1047. Plan de Paul-Lust contenant le Jardin et deux villages avec leurs champs et le bois lever an 1780 par C. B. de Brunolt): 1 - «Паульлюст», 2 - Большой остров перед фасадом, 3 - Китайская беседка на Большом острове, 4 - Китайская беседка в будущей Семейной роще, 5 - каскады, 6 - Горбатый мостик, 7 - мост с плотиной (на месте будущего Черного моста), 8 - Эрмитаж (Хижина отшельника), 9 - Руина; 10 - <Старое> Шале.

Обе эти беседки очень схожи с китайскими беседками, изображенными на двух эскизах Ю. М. Фельтена (№ 8752 и № 8753) из «садовой серии», хранящейся в Эрмитаже [4]. Беседка на острове, так же, как и беседки на эскизах Фельтена, стоит на насыпном холме, украшенном живописными дикими камнями, так же, как у Фельтена, к ней ведет изогнутая лестница, проложенная между этими же дикими камнями. Правда, пропорции беседки на «Плане Паульлюста» 1780 года несколько отличаются от тех, что изображены на чертеже под № 8752, на «Плане» 1780 года она выглядит более сплюснутой, однако не стоит забывать, что это всего лишь неумелый рисунок. Зато другой неумелый рисунок, изображающий эту же беседку и сделанный годом ранее на «Генеральном плане Паульлюста и Мариенталя» 1779 года, показывает нам общий силуэт беседки весьма схожий с фельтеновским № 8752 по всем пропорциям. Исключение составляет ажурный пояс, разделяющий два яруса крыши: на плане 1779 года он отсутствует, зато отображен в гипертрофированном виде на плане 1780 года! Таким образом два неумелых художника с разницей в год в сумме отобразили все существенные детали проекта Фельтена.


Ю. М. Фельтен. Китайская беседка (№ 8752) (вверху), Китайская беседка на острове в медальоне на «Плане Паульлюста» (ГМЗ «Павловск». Инв. № Ч-1047. Plan de Paul-Lust...) (слева внизу), Китайская беседка на «Генеральном плане увеселительных домов Паульлуста и Мариенталя ... 1779 года» (справа внизу)

Второй проект китайской беседки Фельтена (№ 8753) опознается на картине С. Щедрина «Паульлюст» в центре будущей Семейной рощи. Правда, на этой картине отражена только верхняя часть беседки, но зато она предельно схожа с фельтеновской.


Ю.М. Фельтен. Китайская беседка (№ 8753) (сверху) и фрагмент картины С. Щедрина «Паульлюст». [1779-1781] (левее «Паульлюста» снизу виден верх второй китайской беседки) (снизу)

Еще одним доводом в пользу авторства Ю. М. Фельтена является синхронное сооружение по его проекту в Царском Селе «Китайского дома» («Скрипучей беседки»), начатое по указу от 23 февраля 1778 года.
Таким образом у нас есть основания полагать, что  в раннем Павловском парке создавались сооружения по проектам Ю. М. Фельтена, в частности две рассмотренные выше китайские беседки.
Проверим, нет ли данных, противоречащих этому предположению. В отличие от П. Ю. Патона, Ю. М. Фельтен известен гораздо лучше. Как и Патон, он учился у Б. Ф. Растрелли, как и Патон служил архитектором в Канцелярии строений / Конторе строения домов и садов, в том числе в то время, когда создавался Павловск. Более того после отъезда из России Б. Ф. Растрелли Ю. М. Фельтен становится главным архитектором Санкт-Петербургской канцелярии от строений, так что участие его в создании первоначального павловского ансамбля вполне естественно, это, можно сказать, было его прямой должностной обязанностью.
Попробуем присмотреться к остающимся постройкам раннего Павловского парка, не имеющим автора. Ближе всего к «Паульлюсту» находилась Руина, которая была построена в подражание храму Минервы Медики [5] в Риме. Изображение этого храма на гравюре Дж. Б. Пиранези, скорее всего и послужило прототипом для архитектора.

Мариенталь 1779.jpg
Дж. Б. Пиранези. Храм Минерва Медики

С другой стороны, мы знаем, что Ю. М. Фельтен далеко не всегда создавал проекты «с нуля». Так, прототипом «Скрипучей беседки» в Царском Селе стал «Павильон для рыбной ловли» из книги Darly M., Edwards G. A new book of Chinese designs. 1759 [6]. Возможно, и проекты китайских беседок для Павловска были творческой переработкой каких-то образцов неизвестных нам архитекторов, опубликованных в европейских изданиях.
К сожалению, мы достоверно не знаем, кто предложил прототипом для Руины храм Минервы Медики. Это могли быть хозяева Павловска Мария и Павел, императрица Екатерина II и, наконец, неизвестный нам документально архитектор. Зато мы можем с уверенностью утверждать, что этот редкий тип архитектурной конструкции (ступенчатая пирамида из двух цилиндрического образа конструкций) широко использовал именно Ю. М. Фельтен: в Башне-Руине в Царском Селе (1771 – 1773), угловых башнях Чесменского дворца (1774 – 1777), на фасаде церкви Святой Анны (1775 – 1779) со стороны Кирочной улицы [7]... Кроме того, к Руине на холм от Славянки вела изогнутая лестница, очень похожая на лестницу к Китайской беседке [8] на острове, что опять-таки свидетельствует о едином стиле ансамбля.

Мариенталь 1779.jpg
Руина в медальоне на «Плане Паульлюста» (ГМЗ «Павловск». Инв. № Ч-1047. Plan de Paul-Lust...)  и угловая башня Чесменского дворца

То же самое можно сказать и о Старом Шале. Как мы уже знаем, оно создавалось по прототипу в парке Хоэнхайма, изображение которого архитектору могла предоставить сама Мария Федоровна, как впоследствии в 1782 году она предоставила Ч. Камерону чертеж Молочни герцога Вюртембергского. Но само решение лицевого фасада Старого Шале - сочетание трех объемов (круглого большего и примыкающих симметрично по бокам меньших апсидообразных [9]) опять-таки перекликается с одной из оригинальнейших построек Ю. М. Фельтена - Чесменской церковью, заложенной в 1777 году, в том же году, когда начали строить Павловское село.

Мариенталь 1779.jpg
Старое Шале (Инв. № ЦХ-235XII. Ф.С. Чунихин. Атлас Павловского... Л. 112) и Чесменская церковь

Таким образом, мы вправе предположить, что первым архитектором Павловского парка мог быть Ю. М. Фельтен, чей творческий почерк проступает во всех проанализированных нами постройках.
К сожалению, от того раннего парка на настоящий момент почти ничего не осталось. Сначала по проекту Камерона рядом с Паульлюстом начали строить Большой дворец, при расширении русла Славянки исчезли Китайские беседки, и на месте острова, где одна из них стояла, появился Фасадный пруд, в 1797 году при расширении Павловского дворца архитектором В. Бренной была разобрана Руина. Во время Великой Отечественной войны исчезла Хижина отшельника, а затем были снесены руины Старого Шале.
До сегодняшних дней дожил только один Горбатый мостик, с которого в те далекие годы открывался вид на запруду (Каскад) на Славянке. Это тот самый Каскад, который осматривала Екатерина II в конце апреля 1782 года и отметила, что он не работал. Запруда с пробивающейся через нее шумящей и брызгающей водой представляла собой живописное нагромождение камней, что также вполне в китайском стиле и напоминает нагромождения камней на искусственных возвышениях в основании китайских беседок на рисунках Фельтена. И мостик, и Каскад хорошо видны на плане 1780 года. К сожалению, сейчас на приблизительном месте запруды неправильно ориентированная бетонная плотина. Однако изображение, и мостика и Каскада сохранилось в «Атласе Павловского» Ф. С. Чунихина [10]. На одном листе с Горбатым мостиком и запрудой изображен также мост (на месте которого сейчас находится Черный мост) с плотиной, имеющей водосброс, с которой этот каскад работал поочередно.

Мариенталь 1779.jpg
Ранние постройки Павловского парка на реке Славянке: вверху - каменная запруда, внизу - Горбатый мостик, с которого открывался вид на эту запруду (Инв. № ЦХ-235XII. Ф.С. Чунихин. Атлас Павловского... Л. 116)

Обратим внимание, что стилистически и в исполнении деталей изображения мостика и запруды очень близки к чертежам Ю. Фельтена с китайскими павильонами и вполне могут быть скопированными с его недошедших рисунков, что служит еще одним подтверждением гипотезы об участии Фельтена в создании первых построек Павловского парка.
P. S. Еще один отголосок стиля архитектурной группы, включавшей китайские беседки и горбатый мостик с каскадом, обнаруживается в основании Обелиска основания Павловска, сложенного из диких камней, возможно, тех самых, что лежали в основании одного из холмов, на которых стояли китайские беседки.

Мариенталь 1779.jpg
Обелиск основания Павловска. Неизвестный художник. 1825





[1] Как вспоминала подруга юности Марии Федоровны баронесса Оберкирх, «несколько искусственных островов на реке, связанных между собой китайскими мостиками» были в Этюпе, в имении матери Марии Федоровны под Монбельяром.

[2] ГМЗ «Павловск». Инв. № Ч-1047. Plan de Paul-Lust contenant le Jardin et deux villages avec leurs champs et le bois lever an 1780 par C. B. de Brunolt (План «Паульлюста, включающий сад и две деревни с их полями и лесом, снятый К. Б. де Брунольтом».)

[3] Генеральный план увеселительных домов Паульлуста и Мариенталя с окружающим местоположением в длину на две с половиною, а в ширину на одну версту. Снят геометрически 1779 года
[4] См. Коршунова М. Ф. Юрий Фельтен. Л., 1988. Блок иллюстраций между страницами 96 и 97, а также Интернет-источник: http://artcyclopedia.ru/felten_yurij_matveevich.htm (Энциклопедия русской живописи. Фельтен Юрий Матвеевич).
[5] Сейчас считают, что это был не храм Минервы-Медики, а фонтан-нимфеум либо обеденный павильон.
[6] Андреева Т. С. Павильон «Скрипучая беседка» и английские архитектурные книги XVIII в. // Образ Поднебесной. Взгляд из Европы: Сборник научных статей XXI Царскосельской конференции. СПб., 2015. С. 5-11.
[7] Последний пример интересно сопоставить также с Храмом дружбы.
[8] См. медальон с изображением Руины на: ГМЗ «Павловск». Инв. № Ч-1047 и картину С. Щедрина с видом Руины и двух мостов – Руинного и моста с плотиной на месте будущего Черного моста.
[9] Из рисунка Хайделофа, кстати, неясно, была ли композиция с меньшей башней в «Der alte Thurm» симметричной и насколько эта меньшая башенка была круглой.

[10] ГМЗ «Павловск». Инв. № ЦХ-235 -XII. Ф. С. Чунихин. Атлас Павловского как всея дачи до самых границ так равно всех строений вод и садов. Л. 116.



Tags: Горбатый мостик, Китайская беседка, П. Ю. Патон, Павловск, Руина, Старое шале, Ю. Фельтен
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments