Сергей Выжевский (dharma_ser) wrote,
Сергей Выжевский
dharma_ser

Category:

Конюшенная улица. Часть 16. Школа № 7. 1936-1941

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7
Часть 8
Часть 9
Часть 10
Часть 11
Часть 12
Часть 13
Часть 14
Часть 15

История павловских Крейтонов обрывается, по-видимому, в 1920-е годы. К сожалению, мы не знаем, как выглядели здания на их участке. Однако прежде, чем оставить четную сторону Головкинской улицы и продолжить движение по четной стороне Конюшенной улицы (ныне они составляют одну улицу), расскажем о здании школы (современный адрес Конюшенная, 24), которое было построено в 1936-1937 годах на месте усадьбы Асмусов.


7-я слуцкая школа на улице Красных Зорь (после войны № 463) еще не оштукатуренная снаружи

Сегодня середину 1930-х годов чаще вспоминают, как время разгула репрессий, однако безотносительно к их масштабам страна в те годы жила совсем не этим. Если выбирать, чем запомнился 1937-й год жителям города Слуцка (так тогда назывался Павловск), то, наверное, придется остановиться на том факте, что 50% городского бюджета в этом году было потрачено на народное образование - в первую очередь, школы и детские дома.
Среди городских объектов, которые были введены в строй в 1937 году, достойное место заняла школа № 7 по улице Красных Зорь (так тогда называлась Конюшенная улица). Построенная по типовому проекту (по этому же проекту в Павловске была в те же годы построена школа № 2 на Садовой улице на месте современной школы-интерната № 68). Можно себе представить, какое впечатление производило это здание на горожан, ведь больше него по масштабу был разве что Павловский дворец!
Однако строительство школ шло медленно. Как писала газета «Большевистская трибуна» в сентябре 1936 года:
«Все установленные сроки окончания давно сорваны. Строительству школы по улице Красных Зорь не хватает чернорабочих. Надо приготовлять раствор, укладывать бетон, класть ступени, подбирать дрань. Все это делают неквалифицированные рабочие, но их не хватает, из-за чего стоит на простое машина для механической штукатурки. Затягиваются работы на 1-м этаже, до сих пор не подготовленном для штукатурки.
До 1 сентября большую помощь стройке оказывали рабочие фабрики "Спартак", но теперь эта помощь прекратилась. Горжилхоз, как будто, пытается организовать помощь от жактов, но ничего реального не сделал.
Сейчас школе нужны штукатуры и маляры, уже окрасили крышу, но ни стройконтора, ни городские организации рабочих этих квалификаций не дают...
Между тем, больше тысячи учащихся школы № 7 размещены по временным и непригодным для занятий помещениям. Нормальное начало учебного года сорвано не только в школе № 7, для которой и строится новое здание на улице Красных Зорь, но и в школе № 1 и № 5, куда временно помещены классы этой школы. Тем более много внимания и заботы должно быть уделено школьным стройкам».
Выходит, учащихся в новую школу к сентябрю набрали, но достроить здание не успели... И это тоже примета времени. Не было такого объема строительства (тем более каменного) в Павловске в царское время. И неоткуда было взять даже элементарно квалифицированную рабочую силу...
Тем не менее школу достроили, однако оштукатурили ее снаружи только после войны. С 1939 по 1941 год в этой школе учился Б. В. Януш, оставивший об этом периоде интересные воспоминания:
«Директора школы П. Р. Шевердалкина немного помню, потому что однажды пришлось побывать у него в кабинете, который находился в первом этаже левого крыла здания. Я чего-то набедокурил, вроде подрался, и нас туда свели. Он был молодым и, как мне показалось, мягким человеком. Во всяком случае кроме небольшого разговора о том, что нехорошо драться, он никаких мер не предпринял и отпустил нас с миром.
С завучем, к счастью, мне общаться не пришлось. Его школьники боялись и поговаривали, что иногда он не прочь был ввернуть и затрещину. Об этом рассказывали «бывалые», которым доводилось побывать у него в кабинете. Возможно, всё это говорилось для поднятия своего авторитета, но мы им верили. Ни имени, ни фамилии завуча не помню, так как среди школьников его звали по прозвищу «Чушь городишь» - будто бы эти слова он кричал в ответ на оправдания, попавшего к нему нарушителя школьного порядка. Внешне он был невысокого роста, средних лет, тёмный и сухощавый. Из учителей помню далеко не всех. Наша классная воспитательница Клавдия Михайловна Янчур преподавала ботанику и зоологию - невысокого роста, круглолицая, в пенсне. Математикой в пятом классе с нами занимался старичок, но ни имени ни фамилии его я не помню, а прозвище у него было - дедушка Каширин. Если ребята в классе шумели, он визгливо кричал и топал ногами. В шестом классе алгебру и геометрию преподавал молодой и энергичный Николай Николаевич Морозов, его побаивались. На систематически не готовивших уроки он иногда кричал: «Опять не выучил, прогонял палкой чёрных кобелей!». Почему он полагал, что именно этим занимались лентяи, не знаю. Но чаще им применялся другой более эффективный педагогический приём - оставлял после занятий учить. Пока ему не расскажешь выученное, домой не отпускал. Так я как-то не выучил формулы сокращённого умножения и сидел после занятий, зато помню их до сих пор. Последний раз я видел Н. Н. Морозова в июле 1941 года. С учительницей русского языка Марией Фёдоровной Петровой у меня были постоянные нелады - с родным языком дело обстояло плохо. Почему так получалось, не знаю, вероятнее всего, что сам себя убедил в невозможности выучить, а на самом деле была беспробудная лень. Однажды я по русскому нахватал несколько двоек, и К. М. Янчур вызвала в школу родителей, пошла, как всегда, мама. Вечером того же дня дома со мной происходил серьёзный разговор. Мама в школе беседовала со всеми учителями, ведущими у нас занятия. Больше всего меня ругала М. Ф. Петрова, остальные также не хвалили, единственно, кто отозвался обо мне хорошо, это учитель географии, Павел Александрович Ратновский. Мне очень нравилась география и сам учитель, его манера рассказывать, поэтому уроки я учил и знал материал хорошо. Других учителей я помню больше зрительно, а некоторых только по фамилии. Французский преподавал Прокофьев - очень хороший и знающий учитель, но класс «держать» не умел и на занятиях был постоянный шум. Потом пришёл другой учитель, преподававший в других классах историю. Дисциплина у него была, но знал предмет он неважно, и нам казалось, что он сам учился французскому языку... Занятия по истории вёл Константин Иванович Иванов, говорили, что он был раньше директором школы и его сняли за какие то грехи. Рассказывал он интересно, любил читать нравоучения, где в качестве примеров приводил эпизоды из своей жизни, но был груб и непредсказуем в настроении и действиях. Преподаватель физики - немолодой, несколько сумрачный, рассказывал обычно сидя за столом. В учебнике, лежавшем перед ним, в качестве закладки была вложена стальная линейка, которую он иногда употреблял для демонстрации свойств физических тел, а если в классе начинался шум, ею же плашмя ударял по столу, производя страшный грохот, и класс успокаивался. По пению занималась довольно молодая учительница по фамилии Молчанова (по-моему, имя у неё было Елена). В этой школе в качестве музыкального инструмента было пианино. Теперь мы не только пели, но разбирали и ноты. Порядок она наводила весьма своеобразно - со всей силой захлопывала крышку инструмента, при этом раздавалась такая «музыка», что все умолкали. Мне жаль было пианино, но что сделаешь, ведь учительница... Занятия по черчению вёл очень сухощавый Казимир Мечеславович, фамилию не помню. Остальные преподаватели школы совершенно исчезли из моей памяти.
...К сожалению, почему-то табелей в этой школе нам насовсем не давали, не получил я и никакого аттестата, окончив перед войной только шесть классов».


Квартал, где жил Аскольд Нефедов. В нижнем правом углу трехэтажное каменное здание школы № 7 (позднее - № 463, сейчас приписано к школе № 464 г. Павловска) на улице Красных Зорь (ныне Конюшенной). Слева от улицы Конюшенной отходит исчезнувший ныне Средний переулок. На углу Среднего переулка и Конюшенной улицы одноэтажный дом с мезонином, где жил Аскольд Нефедов. Рисунок по памяти Аскольда Нефедова

А вот что вспоминал другой павловчанин - Аскольд Нефедов, живший буквально напротив школы о первых днях войны:
«После объявления всеобщей мобилизации все школы, все крупные помещения были заняты под мобилизационные пункты. Наш дом был расположен рядом с 7-й Слуцкой школой, и она также была забита призывниками. На площади стоял ряд столов, к которым подходили люди с повестками и буквально в считанные минуты формировались маршевые роты, которые отправлялись на стационарные сборные пункты, а то и прямо к местам назначений.
На третий день войны расстались со своими семьями и мужчины нашего двора...».
В последние дни перед занятием Павловска немцами в сентябре 1941 года жильцы дома, где жил Аскольд Нефедов, «решили укрываться от обстрелов в кирпичной школе. Ночью спали под лестничной клеткой, наивно полагая, что кирпичное здание защитит нас от снарядов».
Здание действительно уцелело и тут же было занято вошедшими в город немцами:
«Немцы занимали все более менее приличные помещения. Какая-то транспортная часть заняла школу № 7 против нашего дома, и сразу же стали строить навесы для машин на фасадной части здания. Впервые я увидел мотоцепную пилу, которая перепиливала бревна, как спички! Работали немцы умело, ничего не скажешь».



Продолжение
Tags: Аскольд Нефедов, Б. В. Януш, Конюшенная улица, Музей истории города Павловска, П. А. Ратновский, Павловск, Панкратий Романович Шевердалкин, Сергей Выжевский, Слуцк, школа № 7
Subscribe

Posts from This Journal “Конюшенная улица” Tag

promo dharma_ser апрель 20, 2019 10:54 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Краткая видеоверсия выступления автора в Институте Петербурга на XXV открытых слушаниях В 2011 году Государственный музей-заповедник «Павловск», как и ряд других музеев издающий полный каталог своих коллекций, опубликовал выпуск, посвященный архитектурной графике конца XVIII -…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments