Сергей Выжевский (dharma_ser) wrote,
Сергей Выжевский
dharma_ser

Categories:

Конюшенная улица. Часть 4. От церкви Святой Троицы к пожарному депо и... обратно?!

Часть 1
Часть 2
Часть 3

Продолжим нашу прогулку. Далее по нечетной стороне современной Конюшенной улицы находится площадь, на которой ныне стоит каменное здание пожарного депо - бывшей Троицкой церкви, о которой напоминает небольшая, но уютная бревенчатая Троицкая церковь на углу Конюшенной улицы и улицы Первого Мая (бывшего Воробьиного переулка).



Первоначально это была центральная городская площадь, возникшая в 1797 году, вскоре после того, как Павловск был провозглашен городом и его территория значительно расширилась, и называлась эта площадь либо Правленской, по имени Правленской (ныне Васенко) улицы, либо Торговой. В конце XVIII - начале XIX веков на ней располагались торговые ряды - простые деревянные лавки, устраивались ярмарки. Неудивительно, что рядом с площадью получали места купцы, в домах которых продолжалась торговля. Да и сама Конюшенная улица была в тот период по преимуществу купеческой. В 1912 году на площади было решено построить церковь. Обстоятельствам ее постройки и перестройки был посвящен мой доклад на 4-х Тихоновских чтениях 2019 года "Новые разыскания о церкви Святой Троицы в Павловске", который публикуется ниже. Докладу предшествовала долгая работа, в которой участвовали также Дмитрий Бохонский и Максим Зубрицкий, которых я не могу не упомянуть с благодарностью, потому что они являются полноправными соучастниками открытий, краткое резюме которых рассказано ниже.

Недолгой истории церкви Св. Троицы в Павловске уже посвящен ряд публикаций[i], однако в них присутствуют и легенды, и значительные лакуны.
Весной 1912 г. отставной полковник л.-гв. Павловского полка И. Н. Смирнов


Иван Николаевич Смирнов. Впервые опубликовано в книге А. Н. Садикова "Павловск-Слуцк между серпом и молотом. 1917-1941" (СПб.: Серебряный век, 2016)

создал комитет для построения приходской церкви в Дубовом садике, образованном пересечением 4 улиц - Конюшенной, Правленской (ныне Васенко), Воробьиного (ныне ул. 1-го Мая) и Песчаного переулков.В апреле 1912 г. члены комитета встретились со старшим сыном владельца Павловска великого князя Константина Константиновича князем императорской крови Иоанном Константиновичем, взявшим на себя почетное председательство[ii].


Князь императорской крови Иоанн Константинович

22 июня 1912 г. Смирнов подал прошение великому князю о выделении места и в тот же день получил одобрительную резолюцию[iii]. Однако вопреки сложившейся практике землеотвод не был оформлен как полагается (вместо чертежа участка с контуром намечаемого сооружения место описано словами), отсутствовало обычное в таких случаях упоминание об одновременном утверждении планов и фасадов здания, отсутствовала и необходимая подписка строителя, который должен наблюдать за работами.
Только 16 октября 1912 г. Константин Константинович утвердил эскиз облика храма,


Л. А. Ильин. Эскизный проект храма Св. Троицы в Павловске с резолюцией великого князя Константина Константиновича. Фотография ателье К. Буллы


после чего 24 октября управляющий Павловском Э. Э. Геринг и архитектор Павловского городового правления Д. Д. Зайцев потребовали от И. Н. Смирнова предоставить «расчет устойчивости церкви и подписку техника, который берет на себя ответственность за прочность работ»[iv]. В ответ Смирнов... потребовал утвержденный эскизный чертеж Л. А. Ильина, который и был предоставлен ему 6 ноября 1912 г.[v]. В сопроводительном письме Геринг просил вернуть чертежи как можно быстрее[vi], однако 12 ноября Смирнов ответил, что «возвращение чертежей, вместе с копиями, и представление расчета и подписки несколько задержится в виду серьезной болезни архитектора...»[vii]. Завязалась долгая переписка. И хотя подписка и расчет в конечном счете были предоставлены, чертежи Смирнов так и не возвратил.


Лев Александрович Ильин, архитектор храма

Для сравнения приведем пример с храмом Спаса Преображения в Тярлеве. Прошение было представлено Константину Константиновичу так же 22 июня 1912 г. и утверждено в тот же день, причем вместе с полным комплектом чертежей, расчетов и подписок. И закладка этого храма состоялась уже 8 августа, тогда как храм Св. Троицы начали строить только 24 июня 1913 г. Возникает вопрос, почему?
Обращает внимание, что в прошении от 22 июня не говорится ни слова о том, что планируемый к постройке храм должен быть двухэтажным и что в нем должна разместиться усыпальница. Впервые об этом было сообщено в журнале «Зодчий»:

«Павловск. 24 июня <1913 года> на месте, называемом «Дубки», дарованном владельцем города Вел. Кн. Константином Константиновичем, совершена закладка храма во имя Св. Троицы и в память 300-летия царствования Дома Романовых. Храм сооружается на пожертвования павловских жителей, комитетом под почетным председательством В. К. Иоанна Константиновича, по проекту и под наблюдением арх. Л. А. Ильина. Храм будет иметь верхнюю церковь на 600 чел. и нижнюю, с усыпальницей вел. князей. Характер храма - московский»[viii].

Напрашивается вывод, что в промежутке с 22 июня по 16 октября первоначальный проект существенно изменился: в него добавилась нижняя, пещерная церковь с усыпальницей «великих князей» (на самом деле - князей императорской крови)[ix]. По-видимому, согласившись стать председателем строительного комитета, Иоанн Константинович предложил устроить пещерный храм. Именно поэтому землеотвод был утвержден 22 июня, а чертежи - только 16 октября (понадобилась их существенная переработка).емонстративное игнорирование городской власти продолжалось и при закладке храма. Ссылаясь на волю Иоанна Константиновича, И. Н. Смирнов... отдавал распоряжения Э. Э. Герингу. И это не удивительно: Константин Константинович еще 27 октября 1912 г. уехал в чужие края на лечение и возвратился в Павловск 20 июня 1913 г., а в промежутке «на хозяйстве» де-факто оставался его старший сын.
Большой проблемой в изучении храма являлось отсутствие его изображений. До настоящего времени была известна только нечёткая фотография в журнале «Русский паломник»[x]


Фото из журнала "Русский паломник"

с эскиза Ильина, утверждённого Константином Константиновичем[xi] и её более чёткий, но обрезанный дубликат в фотосессии ателье Буллы (см. выше), сделанной на церемонии закладки храма[xii]. В апреле 2019 года в архиве Музея архитектуры имени А. В. Щусева среди чертежей Л. А. Ильина были обнаружены и опознаны[xiii] два хорошо проработанных варианта западного (северо-западного) фасада храма, один из которых совпадает с западным фасадом эскиза храма на вышеуказанных фотографиях.


Л. А. Ильин. Проект северо-западного (со стороны Правленской улицы - улицы Васенко) фасада храма Святой Троицы в Павловске


Теперь мы имеем детальное представление о трех фасадах храма.
Насколько была завершена постройка? В большинстве публикаций без ссылки на источники указывается, что к 1917 году храм возвели до барабана купола. Л. А. Симонов в неопубликованных воспоминаниях, утверждает, что в Павловске на торговой площади

начинали строить храм в стиле храма Христа в Москве, но так и не достроили»[xiv].

Л. А. Симонов родился в Павловске в 1911 году и жил здесь до 1941 года. О храме Христа Спасителя в Москве он мог узнать только из кинохроники, запечатлевшей взрыв 5 декабря 1931 года. Тогда же и могло возникнуть у него сравнение, что храм Св. Троицы в Павловске похож на знаменитый московский храм[xv]. При этом чертами, определяющими сходство, являются элементы белокаменной внешней отделки, а структурно - закомары и возвышающийся над ними барабан.
То, что храм был почти завершен, подтверждает акт[xvi] от 30 сентября 1919 года о том, что из

«новостроющаго храма в «Дубовом саду» взяты для нужд Управления милиции, уголовного розыска и подотдела местного управления г. Слуцка шесть книг (6 изд.) в переплетах с тисненым золотом надписями»[xvii].

Наличие этих книг свидетельствует о том, что в храме не было сырости, он находился под крышей, окна застеклены, и что в помещениях, где хранились книги, уже не велись грязные или пыльные строительные работы. В другом протоколе Горисполкома от 23 августа 1923 года значится:

«Ходатайство Д.<етско->С.<ельского> Откомхоза[xviii]... о снятии крыши и внутренних лесов с недостроенной церкви, находящейся в г. Слуцке по Песчаному пер. для использования материала для строительных целей и топлива». Было принято решение: «Произвести технический осмотр комиссионным порядком... на предмет определения возможности слома всего здания»[xix].

Опять-таки ясно, что работы остановились на завершающей стадии внутренней отделки.
Какая судьба постигла храм? В большинстве публикаций без ссылок на источники утверждается, что он был взорван и что на фундаментах была выстроена существующая ныне пожарная часть.
Нам удалось выявить ряд противоречащих этому свидетельств.
Во-первых, Л. А. Симонов не упоминает, что павловский храм Троицы постигла та же участь, что и московский Христа. Кроме того, упоминание о взрыве отсутствует в воспоминаниях Б. В. Януша, где, в отличие от прошедшей не одну постороннюю редактуру без авторского контроля[xx] третьей части «Неизвестного Павловска», утверждается, что стены храма,

«как говорили взрослые, сложенные очень прочно, в 1934-35 годах разобрали и на освободившейся площади построили новое здание пожарной части города»[xxi].

Далее, в исторической справке 1958 года научная сотрудница Павловского дворца-музея К. И. Куровская утверждает:

«В 1913 году в г. Павловске «в дубовом саду», т. е. на быв. Правленской площади был заложен храм в честь 300-летия царствования дома Романовых... До 1917 года церковь строительством не была закончена и после революции была переделана в пожарное депо, которое существует и поныне...»[xxii].

Ссылки на источник о «переделке» скрупулезная Куровская, к сожалению, не дает, но о нем легко догадаться. Куровская начала работать в Павловском дворце-музее еще в 1938 году[xxiii] и писала о недавней истории со слов коллег-очевидцев - старейшей сотрудницы научного отдела М. Н. Индушиной (бывшей школьной учительницы, преподававшей в Павловске еще до революции) и Н. В. Вейса, работавшего во дворце-музее с 1932-1933 годов[xxiv], а в 1958 году занимавшего должность главного хранителя, а также рядовых жителей Павловска, хорошо помнивших довоенные события.
В 1959 году в другой исторической справке К. И. Куровская перечисляет исторические постройки на Конюшенной улице, и среди них

«здание Пожарного депо, перестроенное из незаконченного перед революцией Собора...»[xxv].

Эту же информацию повторяет в своих исторических справках, создававшихся в 1960-1970-е годы, главный хранитель Павловского дворца-музея Н. И. Громова.
Хронология перестройки храма фиксируется документами ЛОГАВ[xxvi]. В протоколе заседания Президиума Детскосельского Горсовета от 17 сентября 1930 года постановлено:

«Поручить Отделу Местн. Хоз. приступить к проектированию нового здания для пожарной команды в гор. Слуцке»[xxvii].

Однако вскоре, по-видимому, было решено не строить новое здание, а использовать недостроенный храм.
Выявленные документы опровергают дату постройки, зафиксированную в техническом паспорте - 1932 год. Из постановления пленума Слуцкого Горсовета от 27 марта 1934 года мы узнаем о выделении средств на строительство Пожарного депо на 1933 и 1934 годы, при этом назначенный срок окончания строительства - 1 июля 1934 года[xxviii]. 13 мая 1934 года этот срок перенесли на 1/X-34 г.[xxix], при этом готовность объекта составляла 53%[xxx] (список остававшихся работ не свидетельствует о капитальном строительстве). Однако и этот срок оказался сорванным. Пожарное депо было открыто 1 сентября 1935 года.[xxxi].
Еще одно подтверждение перестройки здания депо из храма дает его архитектурный и натурный анализ:
- Наложение контуров храма на плане Павловска 1935 г.[xxxii] на современный план депо показывает их точное совпадение.


Наложение плана 1935 года на современный план

- На тыльном фасаде, обращённом к ул. Васенко, выделяется по центру прямоугольный проем (отступ) на всю высоту здания, на первом этаже в отступ врезано трехчастное прямоугольное окно, на втором - как бы продолжающее и венчающее его окно полуциркульное. Объяснение дает чертёж Л. А. Ильина, на котором по центру западного фасада находился заглублённый высокий портал, это же подтверждает наложение чертежа на современную фотографию.




- На боковых фасадах на втором этаже находятся неоправданно вытянутые окна. Объяснение этой диспропорции мы находим на эскизе Л. А. Ильина, где примерно на этом уровне находятся единичные вытянутые окна[xxxiii]:



- При визуальном осмотре чердачного помещения видно, что кладка стен наружного периметра неоднородна: нижние доступные для обозрения слои кирпичей положены прочно и аккуратно, тогда как верхние, на которых лежат балки стропильной системы, - кое-как, как будто после частичной разборки здания оставшиеся стены выравнивались кладкой более низкого качества с использованием надколотых кирпичей. Кроме того, на наружных стенах в местах сколов штукатурки и обнажений кирпичной кладки заметно, что кладка сделана качественно, на прочном известковом растворе, так же как в нижних слоях кладки стен периметра на чердаке.
- При осмотре наружного периметра здания заметно, что цокольная лента из известняка почти на всем протяжении гладко отполирована, что позволяет сделать вывод о полном сохранении внешних стен храма за исключением апсид. Второе исключение - дверные проемы по боковым фасадам: видно, что они грубо прорублены в цокольной ленте после ее завершения, скорее всего, на основе квадратных окон, освещавших пещерный храм.
Естественный вывод - наружные стены пожарной части - это сохранившиеся стены храма Св. Троицы. Если судить по пропорциям храма в соответствии с чертежом Л. А. Ильина, то в настоящее время первоначальные стены сохраняются примерно на 1/2 высоты, однако с учетом «пещерной» засыпанной части доля подлинных конструкций может оказаться еще большей.


Реконструкция внутреннего пространства храма

Единственным неизвестным остается алтарный фасад, обращённый к Конюшенной улице. При этом три полуциркульных окна на втором этаже, как и расположенные под ними трое въездных ворот, позволяют предположить, что апсида была тройной и закрывала эти проемы.
Закономерно поставить вопрос о прототипе[xxxiv]. В газете «Царскосельское дело» стиль храма назван «древнерусским времен Алексея Михайловича», в журнале «Зодчий» - «московским», Л. А. Симонов сравнивает Троицкий храм с храмом Христа Спасителя в Москве.



На мой взгляд, среди московских храмов, вдохновивших Ильина, Успенский собор в Кремле, имеющий схожее оформление стен и окон, квадратных внизу и вытянутых вверху, живописную вставку над порталом, и кроме того пятерную (!) абсиду,




Успенский собор в Московском кремле

а также собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади, откуда заимствованы многоярусные закомары.


Храм Казанской иконы Божией Матери на Красной площади



Продолжение


[i] Церковь Святой Троицы / В кн. Мещанинов М. Ю. Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей. Краткий исторический справочник. - СПб.: Воскресение, 2000 (1-е издание), Genio Loci, 2007 (2-е издание); Смирнов А. Краткая история Павловска. «Земля отчичи и дедови» // Павловск. Альманах. Вып. 1. - Павловск, 1994. - С. 45; Несин В., Сауткина Г. Павловск императорский и великокняжеский. 1777-1917. - СПб.: Ж. «Нева», 1996. - С. 205; Януш Б. В. Неизвестный Павловск. Последние владельцы. 1892-1917 гг. Историко-краеведческий очерк. - СПб.: Коло, 2006. - С. 75-77; Раздобурдина Е. П. К истории строительства Храма Святой Троицы в Павловске // Константиновские чтения - 2013. С. 25-37.
[ii] РГИА. Ф. 538. Оп. 1. Д. 200. Дело о постройке в г. Павловске храма в память 300-летия царствования Дома Романовых. 1913. Л. 11.
[iii] РГИА. Ф. 493. Оп. 3. Д. 18938. О ходатайстве гвард. полковника Смирнова об отводе места в Дубовом саду под постройку храма в память 300-летия Царствования Дома Романовых. Л. 1-3.
[iv] РГИА. Ф. 493. Оп. 3. Д. 18938. Л. 4, 5.
[v] Там же. Л. 6.
[vi] Там же.
[vii] Там же. Л. 8.
[viii] Зодчий. - 1913. - № 27. - С. 98.
[ix] В соответствии с изменениями, внесенными в закон об императорской фамилии Александром III, Иоанн Константинович и его братья были князьями императорской крови, а не великими князьями. А значит, их не могли хоронить в Великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора Петропавловской крепости.
[x] Русский паломник. - 1913. - № 29.
[xi] На основе этой фотографии было выполнено современным художником цветное изображение, опубликованное в книге М. Ю. Мещанинова.
[xii] ЦГА КФФД СПб. E 13561. Серия полностью: Е 13560-Е 13566.
[xiii] В состав группы исследователей входили Д. О. Бохонский, С. В. Выжевский и М. Н. Зубрицкий.
[xiv] Симонов Л. А. Воспоминания о Павловске. Машинопись из архива павловского краеведа К. Е. Иванова. Ныне хранится в фондах Музея истории города Павловска (МИП).
[xv] Это важное наблюдение Л. А. Симонова позволяет возводить генезис идеи храма в Павловске не только к образцам «древнерусской» архитектуры, но и к работам К. Тона.
[xvi] Обнаруженный исследователями Д. О. Бохонским и М. Н. Зубрицким.
[xvii] ЦГА. Ф. Р-33. Оп. 4. Д. 192. Переписка с милицией города Слуцка... Л. 411.
[xviii] Отдела коммунального хозяйства.
[xix] ЦГА. Ф. Р-132. Оп. 1. Д. 1. Протоколы заседаний Президиума Горисполкома. Л. 67.
[xx] Автор настоящей статьи участвовал на последней стадии в доработке и издании книги.
[xxi] Януш Б. В. Воспоминания о старом Павловске // Воспоминания о старом Павловске. [Сборник. Под ред. С. Выжевского.] - СПб.: Знание, 2012. - С. 49.
[xxii] К. И. Куровская. Историческая справка по возникновению и развитию левобережной стороны гор. Павловска. 1777-1916. 1958. С. 147. Архив МИП.
[xxiii] Машинописная справка о К. И. Куровской, составленная Н. И. Громовой. Архив МИП.
[xxiv] Менчикова Л. Живая легенда // Царскосельская газета. - 1995. - 23 мая; собственноручная рукописная справка за подписью Н. В. Вейса о своей работе в Павловске от 10.10.1983 года. Архив МИП.
[xxv] К. И. Куровская. Историческая справка по истории планирования и развитию г. Павловска в послереволюционный период 1917-1959 гг. 1959. Архив МИП.
[xxvi] Выявлены исследователями С. В. Выжевским и М. Н. Зубрицким.
[xxvii] ЛОГАВ. Ф. Р-3173. Оп. 1. Д. 127. Протоколы заседаний Детскосельского городского совета. Сентябрь 1930-декабрь 1931 г. Л. 366.
[xxviii] ЛОГАВ. Ф. Р-3173. Оп. 1. Д. 678. Протоколы заседаний Слуцкого горсовета. Сентябрь 1933 - октябрь 1934 года. Л. 111, 116.
[xxix] Там же. Л. 101об.
[xxx] Там же. Л. 104-106.
[xxxi] ЛОГАВ. Ф. Р-3173. Оп. 1. Д. 1044. Протоколы заседаний Слуцкого горсовета (в копиях). Январь-декабрь 1935 г. Л. 86-88.
[xxxii] План г. Павловска. Составлен по 1:5000 съемке АПО Ленсовета 1935 г.
[xxxiii] Возможное назначение этих окон - освещать лестницы, ведущие в верхний придел храма.
[xxxiv] Все авторы, начиная с 1996 г. - В. Н. Несин, Г. Н. Сауткина, М. Ю. Мещанинов, Б. В. Януш -  сравнивали Троицкий храм в Павловске с известным храмом Покрова на Нерли, что говорит о том, что им стало известно нечеткое изображение храма из журнала «Русский паломник».
Tags: И. Н. Смирнов, Иоанн Константинович, Конюшенная улица, Л. А. Ильин, Музей истории города Павловска, Павловск, Правленская улица, Сергей Выжевский, Тихоновские чтения, храм Святой Троицы
Subscribe

Posts from This Journal “Музей истории города Павловска” Tag

promo dharma_ser april 20, 2019 10:54 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Краткая видеоверсия выступления автора в Институте Петербурга на XXV открытых слушаниях В 2011 году Государственный музей-заповедник «Павловск», как и ряд других музеев издающий полный каталог своих коллекций, опубликовал выпуск, посвященный архитектурной графике конца XVIII -…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

Posts from This Journal “Музей истории города Павловска” Tag