Сергей Выжевский (dharma_ser) wrote,
Сергей Выжевский
dharma_ser

Categories:

Конюшенная улица. Часть 1. Большие каменные конюшни

С чего начать рассказ о Конюшенной улице? Казалось бы, с Больших каменных конюшен, давших ей современное название. Мы уже говорили об этом здании во время прогулки по Садовой улице и будем, конечно же, говорить еще, но все-таки первой постройкой на современной Конюшенной улице, до наших дней, к сожалению, не дошедшей, пожалуй, были не Конюшни, а Трактир, стоявший там, где сейчас находится кафе «Отдых».
Напомним, что Трактир этот был выстроен в 1785 году, был он каменным, и его первым содержателем значился француз Михаил Готье.
 В том же 1785 году начали строить Большие каменные конюшни, и продолжалось это семь лет, что не удивительно для того времени, учитывая масштабы здания. По замыслу архитектора, спланировавшего предместье, Конюшни должны были находиться на большой городской площади, и улица, отходившая от этой площади, первоначально была проложена по оси здания Конюшен. Шла эта улица по границе только начинавшего застраиваться села Павловского, при этом сторона слева была разбита на обывательские участки, а справа тянулся вал, за которым находился ров. Так что, скорее всего, называлась эта улица улицей «По валу».
Согласном другому замыслу, по всей видимости, исходившему от владельцев Павловского села, на строящееся здание Конюшен был сориентирован один из лучей создававшейся одновременно Большой звезды - современная Водопроводная аллея, которая в те годы носила название Проспект к Конюшне.
При этом прообразом Конюшенной улицы в ее нынешнем виде стал участок площади между Большими конюшнями и участком, прилегающим к Трактиру. При этом участок за Трактиром был застроен только к 1793 году, там появилось здание в виде буквы П с короткими ножками и длинной перекладиной. На плане оно обозначено как «Гусарские конюшни».
Лейб-гвардии Гусарского полка в ту пору еще не существовало, а значит, остаётся сделать вывод, что в этих конюшнях стояли лошади Гусарского эскадрона, сформированного в 1792 году ротмистром Андреем Семеновичем Кологривовым (1774-1825), ранее служившим в Кирасирском полку Наследника Цесаревича.


Андрей Семенович Кологривов (1774-1825)

Гусарский эскадрон входил в так называемую «Павловскую команду» или «Гатчинские войска» Павла Петровича и активно участвовал в тренировках и маневрах, проходивших в том числе на территории Павловска.
Таким образом на первоначальный куцый прообраз современной Конюшенной улицы до 1797 года смотрели только три здания - Большие каменные конюшни и Трактир (боковыми фасадами) и Гусарские конюшни (открытым двором).



Фрагмент плана Павловского села 1793 года. 1 - Большие каменные конюшни, 2 - Трактир, 3 - Гусарские конюшни, 4 - Садовая улица, 5 - улица «По валу» (первый вариант Конюшенной улицы), 6 - Песчаный переулок, 7 - Воробьиный переулок (ныне улица 1-го Мая), 8 - Проспект к Конюшне (современная Водопроводная аллея Большой Звезды), 9 - начальный отрезок современной Конюшенной улицы, часть первоначальной площади, 10 - вал и ров


В 1797 году с восшествием Павла Петровича на престол в Павловске произойдут большие перемены: село станет городом, его территория увеличится, и среди вновь проложенных улиц появится наконец привычная нам Конюшенная, но прежде, чем рассказать об этом, вернемся к истории здания, давшего улице ее современное название.
До недавнего времени архитекторами, строившими Большие каменные конюшни, числись Ч. Камерон и В. Бренна. Эта информация даже нашла отражение на охранной доске. Однако дело оказалось намного интереснее.
Все началось с того, что в 2011 году Государственный музей-заповедник «Павловск», как и ряд других музеев издающий полный каталог своих коллекций, опубликовал выпуск, посвященный архитектурной графике конца XVIII - начала XIX века (автор выпуска О. И. Ламеко). Вот тут и выяснилось, что чертежи Больших каменных конюшен выполнены неизвестным иностранным архитектором. Его чертежи выполнены в графической манере, отличной от чертежей работавших тогда в Павловске Ч. Камерона, В. Бренны, Дж. Кваренги и Ф. Виолье, кроме того архитектор писал на французском языке и пользовался в качестве меры длины французскими туазами.
Казалось бы, этого слишком мало, чтобы раскрыть инкогнито. Однако нам помогли другие чертежи этого периода, опубликованные в том же каталоге. Изображённые на них здания вряд ли были когда-нибудь построены, но они так же имеют аннотации на французском языке, часть из них датирована 1788 годом, когда строительство Больших конюшен было в полном разгаре и, кроме того, эти чертежи подписаны латинскими инициалами «А. P.». Не может ли быть так, что неизвестный архитектор Конюшен и «А. Р.» - одно лицо?


Большие каменные конюшни. Фиксационный чертеж. Р-2 - рустовка «длинными блоками», Р-3 - угловая рустовка блоками разной длины, К - колонна, подведенная под пяту арки, С - характерное для Антонио Порты сочетание сандриков

Изучение биографий архитекторов времен Екатерины II дало неожиданную подсказку. Как сложилось в практике того времени, архитектор скрывался за инициалами, если он не был архитектором по должности. Действительно, среди работавших в то время в России иностранных архитекторов нет никого, чьи инициалы, начинались бы на «А.» и «П.», зато среди каменных мастеров Кабинета Ея Императорского Величества с 1782 года значится каменный мастер швейцарец по происхождению Антонио Порта - единственный, чьё имя подходит для расшифровки этого ребуса.
Обратившись к достоверно известным работам архитектора Антонио Порты, мы обнаруживаем, что среди них такие хорошо известные петербуржцам постройки, как Монетный двор в Петропавловской крепости, комплекс зданий Медико-Хирургической (современной Военно-Медицинской) академии, дом португальского консула Д. П. Лопеса (по адресу: Большой проспект Васильевского острова, 28), позднее в этом доме располагалась типография Академии наук, Калинкинская больница. Известно также, что Антонио Порта перестраивал Ропшинский дворец, придав ему хорошо знакомый нам классический вид с портиком...


Монетный двор. Знакомое сочетание рустовок, арка-проезд по центру, фронтон с зубцами и чередование характерных для Антонио Порты сандриков над окнами второго этажа


Главный корпус Военно-Медицинской академии. За колоннадой портика знакомое сочетание сандриков

Сравнивая все эти здания, мы с удивлением обнаруживаем, что они как будто выстроены из элементов одного конструктора (об этом я уже подробно писал здесь). Проездная арка на высоту двух этажей, аналогичная проездной арке во двор Больших каменных конюшен, делила ровно пополам здание Калинкинской больницы. Колонны под пятами проездной арки Больших каменных конюшен повторяют аналогичную конструкцию проезда во двор в доме португальского консула. Во всех перечисленных зданиях схожий набор рустовок (имитации каменной кладки при помощи штукатурки), в большинстве зданий присутствуют портики с колоннами. Охватывающая два этажа аркада каретных сараев Больших каменных конюшен в Павловске один в один повторяет аналогичную аркаду на служебных корпусах Медико-Хирургической академии...
Но самое интересное, что объединяет почти все перечисленные постройки Антонио Порты - редкое для того времени сочетание сандриков - надоконных наружных лепных карнизов. Сандрики эти бывают простые, в виде «полочки», бывают в виде фронтона-треугольничка, бывает лучковый сандрик (он напоминает выгнутый вверх лук)...
У каждого архитектора, рисующего фасад здания, есть свои предпочтения по использованию тех или иных типов внешнего оформления, в том числе и этих надоконных карнизов.
Так вот, на всех достоверно известных постройках Антонио Порты - Монетном дворе, Медико-Хирургической академии, доме Лопеса на Большом проспекте Васильевского острова и даже на Ропшинском дворце - красуется неформальной авторской подписью одно и то же сочетание сандриков: «полочка» - «треугольник» - «полочка». И это же сочетание украшало, согласно авторским чертежам, обращенные к Садовой улице Павловска торцы боковых флигелей Больших каменных конюшен. Почему украшало? Потому что при послевоенном восстановлении сильно пострадавшего здания его оформление упростили и все сандрики на боковых флигелях сделали одинаково плоскими.
Так что придётся со временем не только восстановить их по чертежам при очередной реставрации, но и поменять охранную доску на этом здании, увековечив незаслуженно забытое имя одного из ранних архитекторов классицизма в России, соперника Камерона и Кваренги.
Кстати, то, что Антонио Порта был принят в 1782 году в Кабинет как каменный мастер, нисколько не исключает, того, что он знал, кроме каменного, в совершенстве и архитекторское дело. В настоящее время выявлен документ, свидетельствующий о том, что по поручению Кабинета Антонио Порта с 1786 года обучал «архитекторской науке» первого алтайского архитектора А. И. Молчанова. Видимо, приехав в Россию позже своих знаменитых соперников архитектору из Швейцарии пришлось до поры до времени довольствоваться вакансией поскромнее.
Несмотря на это, его вклад в архитектуру русского классицизма оказывается не таким уж и скромным. Изучение чертежей с монограммой «А. P.» позволяет предположить, что, помимо Больших каменных конюшен, Антонио Порта является автором еще одного сохранившегося сооружения в Павловске - «Памятника Родителям».


Проектный чертеж ворот с подписью «A. P.» (вверху) и Памятник Родителям (внизу). Фриз с триглифами абсолютно одинаков и в обоих случаях лишен конструктивного смысла (триглифы - в античной архитектуре - торцы балок перекрытия, которых в обоих проектах (в центральной открытой части) нет и не может быть).

И даже на гетманском дворце в Батурине, перестройку которого также приписывали когда-то Чарлзу Камерону, красуется знакомое нам «портовское» сочетание сандриков...
Выходит, не так прост швейцарец Антонио Порта, если по крайней мере три его работы приписывали знаменитому шотландцу Чарлзу Камерону!

Продолжение
Tags: Антонио Порта, Большие каменные конюшни, Конюшенная улица, Музей истории города Павловска, Павловск, Памятник родителям, Сергей Выжевский
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo dharma_ser april 20, 2019 10:54 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Краткая видеоверсия выступления автора в Институте Петербурга на XXV открытых слушаниях В 2011 году Государственный музей-заповедник «Павловск», как и ряд других музеев издающий полный каталог своих коллекций, опубликовал выпуск, посвященный архитектурной графике конца XVIII -…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

Recent Posts from This Journal