Сергей Выжевский (dharma_ser) wrote,
Сергей Выжевский
dharma_ser

Category:

Воспоминания о старом Павловске Б. В. Януша. Часть 8

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7

***

Прогулки по городу, парку и в окрестностях, хождение к родным и знакомым были эпизодами, но будничная повседневная жизнь моя проходила в пределах двора, а также на окружающих улицах и станции Павловск I. Во дворе наряду с играми, о которых я уже писал раньше, у нас в какой-то период были более серьёзные занятия. Первое из них - это уход за лошадью. Дело в том, что во дворе анкудиновских домов были обширные сараи, тянувшиеся вдоль высокого брандмауэра, отделявшего соседний двор. В них находились очень большие помещения, которые, по-видимому, прежними хозяевами домов и магазина использовались в качестве складов. Часть из них, как и прежде, занимал магазин, а вот два или три больших отделения пустовали.
Однажды вездесущие мальчишки в одном из отделений обнаружили лошадь. Её конюхом и извозчиком был молодой здоровенный высокого роста украинец по имени Семён. Он поселился с молодой женой в дворовой пристройке к сараям, отделав себе это помещение, состоящее из кухни и комнаты, а у входа сделав деревянную пристройку в виде тамбура.

фото.jpg
Дома Анкудиновых. 1950-е годы

Угловой дом Анкудиновых со стороны Госпитальной улицы (улицы Марата). 1960-е годы


Угловой дом Анкудиновых со стороны двора.

Мы постоянно искали способа применения своих сил, и появление лошади на некоторое время решило эту проблему. Как только Семён открывал сарай, вся детвора сбегалась к нему, и по возможности старались помочь. Кто принесёт воды, кто достанет с сеновала, расположенного в этом же сарае, сена, кто поможет с ремонтом телеги. Старшие же ребята летом верхом даже гоняли лошадь на ночь в поле. За всё это Семён нас катал, таким образом мы получали двойное удовольствие и в работе, и в развлечении. Чья была эта лошадь, мы не знали, то ли она принадлежала лично Семёну, то ли какому-то учреждению, в котором он работал. Надо сказать, что со временем мы как-то охладели к этому занятию, а затем Семёна в 1939 году призвали в армию во время Финской компании. Он погиб при штурме Выборга в последние часы перед окончанием военных действий.

Другим, более сильным, но кратковременным увлечением, была машинас - легковой «Газик», который вдруг появился в соседнем с лошадью сарае году в 1937-38. Кому принадлежала эта машина, мы также не знали, да не очень интересовались этим. Водителем машины был дядя Боря, мужчина лет тридцати. В сарае, когда он занимался с машиной, собирались все мальчишки нашего двора, и каждый по мере сил что-нибудь делал. В основном мы тёрли, мыли, чистили, особенно был приятен какой-то запах смеси масла с бензином. Потом наступал самый торжественный момент - дядя Боря заводил машину и выезжал во двор. Так как в кабине автомобиля не могли поместиться все желающие, то водитель отбирал из нас четверых-пятерых, которые ехали кататься. По какому признаку производился отбор сказать трудно, то ли выбирались наиболее активные в работе, то ли просто в какой-то очерёдности, чтобы не ездили одни и те же. Счастливчики садились в машину, и дядя Боря, совершив небольшой круг по улицам, высаживал нас где-нибудь недалеко от дома. Конечно, обидно было после старательной работы не попасть в число пассажиров, но всё равно одно общение с машиной доставляло известное удовольствие. Бывало бежишь из школы через двор и обязательно заглянешь в дырку под воротами сарая: если видно колесо машины, значит сегодня возможна работа в гараже, если нет, увы... ждёшь следующего дня. Машина эта исчезла так же неожиданно, как и появилась, мы долго горевали об этом, а потом нашли другие занятия.
Нечасто, наверное всего раза два, мне пришлось быть участником ещё одного необычного занятия.
Расскажу всё по порядку. В предвоенные годы в Павловском парке летом устраивались аттракционы, в основном качели и карусели. Площадка, где они размещались, даже отдалённо не напоминала современные Луна-парки со сложными и изощрёнными техническими устройствами, там всё было просто и провинциально.
Ежегодно весной собирались эти нехитрые сооружения на поляне почти напротив улицы Марата, недалеко от Храма Аполлона. Тогда техника у нас не достигла такого высокого уровня, чтобы карусели крутить с помощью электродвигателя, а использовалась обычная мускульная сила. Очевидно, для найма рабочих мужчине, обслуживающему карусели, отпускались какие-то средства, но получалось так, что работали там совершенно бесплатно мальчишки Павловска. Их к этому никто не понуждал, никто не загонял туда, шли они очень охотно сами и даже дрались за места под матерчатым колпаком каруселей. Конечно, никто не думал о том, что за это нужно платить деньги, и что дяденька, ведающий посадкой, началом движения и остановкой каруселей, за это что-то получает. Эти мысли мне приходят сейчас, но тогда... мы не были настолько практичными, как современная молодёжь... Попасть в утробу каруселей было не так-то легко, и в одиночку из этого ничего не получалось, ходили целым двором и завоёвывали желаемое место. Там за матерчатой стенкой была лёгкая деревянная лестница на площадку, также деревянную, расположенную метрах в двух с половиной от земли и идущую по кругу. От вращающейся в опорах колонны вверху радиально шел ряд брусьев, к которым подвешивались лошади и коляски для катания детишек, ниже, над кольцевой площадкой, шел ещё один ряд радиальных брусьев меньшей длины, за которые и крутили колонну. Вот на эту площадку и «просачивались» мальчишки. Рабочие команды были простые: один сигнал, подаваемый ручным колокольчиком, и мы, налегая на брусья, начинаем крутить карусели... Когда минут через 10 звучал второй звонок, мы переставали крутить, вскакивали на брусья и ехали по инерции, при третьем звонке соскакивали на помост и начинали тормозить. Ну, а какие же вознаграждения давались нам за работу? После нескольких вращений, сейчас не помню трёх или пяти, каждому разрешалось один раз прокатиться снаружи бесплатно. Всё просто и сколько удовольствия!
Был у нас, ребят Павловска, и свой транспорт... Летом мы увлекались самокатами. Сейчас я таких не вижу. Это повозка на двух колёсах диаметром 150-200 мм с рулём, между колёс над землёй находилась доска, на которую ставилась одна нога, другой же, отталкиваясь от земли, приводили в движение это нехитрое транспортное средство. Были самокаты фабричные, но некоторые изготовляли их сами, используя в качестве колёс подшипники качения, передвижение на таких повозках сопровождалось большим шумом. Я очень хотел иметь самокат, но сделать сам не мог, так как не имел необходимых материалов, а купить...? Стоил он тогда 30 рублей, это было дорого... Вот однажды такие деньги мне подарила крёстная, и на другой день мы с мамой пошли в игрушечный магазин и там купили долгожданное транспортное средство. Дядя Вася, я помню, смеялся, что на самокате я буду изнашивать только один ботинок. Кататься же на нём по песку было плохо, колёса очень узкие и увязали, лучше по твёрдому грунту или асфальту. Но где в то время в Павловске найти асфальт? Все улицы были или грунтовые, или мощёные булыжником. Такие мостовые имели и Красных Зорь, и Марата, и наш Медвежий переулок и многие другие. Правда, на центральных улицах тротуары были выложены плитами размером примерно 0,5 на 0,5 метра в два ряда. По ним ещё можно поездить на самокатах, но постоянно мешали люди и тряска на стыках между плитами. Вот и облюбовала детвора со своим транспортом единственную асфальтированную площадку вокруг здания пожарной части на Красных Зорь. Там было ещё одно удобство для катания - скаты от здания к периферийным улицам. Бывало оттолкнёшься несколько раз и катишь вниз. Но такое обилие самокатчиков никак не устраивало пожарных. В случае экстренного выезда мы им не только мешали, но и создавали опасность наезда, и они постоянно нас гоняли. Бывало даже обливали из брандспойтов, но эти меры мало действовали.


Пожарные на площадке перед пожарным депо. 1950-1969-е годы


Пожарные с брандспойтами на улице 1-го Мая. 1946

Ведь в Павловске больше такой площадки не было.

Зимой мы переходили на санки, лыжи, коньки и финки. На лыжах ездили в парк, но тогда такого паломничества лыжников туда не было. Катков в Павловске не заливали, и катались по улицам, кто на одном коньке, кто на двух. Хотя у меня были и лыжи, и коньки-снегурки, я почему-то не очень любил на них кататься. Ездил на коньках с ребятами обычно с горы по дорожке от крепости Бип и по Широкой улице. Ребята постарше занимались другим «конькобежным спортом». Вооружившись крючками, сделанными из толстой проволоки, диаметром миллиметров 5-10, они ожидали автомашины на углу Красных зорь и Медвежьего, здесь они обычно замедляли скорость при повороте и мальчишки на коньках цеплялись крючками за задний борт и ехали на буксире. Водители знали этот угол, останавливались и гоняли ребят, иногда снимали шапки, но жажда прокатиться с ветерком без затраты энергии, побеждала. Я тоже прокатился таким образом раза два, но об этом узнали родители и провели со мной соответствующую работу... Больше так я не ездил.
Очень многие семьи имели тогда финки (финские санки с сиденьем и длинными полозьями), их промышленность не выпускала и делали кустарным способом, поэтому и разнотипица по размеру, форме, цвету была огромной. Я неплохо катался на них, а управлять финками, когда мчишься под гору, не так-то просто, но своих саней у меня не было. Основным местом катания была Зелёная улица, идущая под гору к Славянке с крутым поворотом, здесь же катались ребята и на простых санках.


Отрезок Зеленой улицы, ведущей по направлению к Славянке.

Продоложение

Tags: Б. В. Януш, Воспоминания о старом Павловске, Музей истории города Павловска, Павловск, Слуцк
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo dharma_ser april 20, 2019 10:54 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Краткая видеоверсия выступления автора в Институте Петербурга на XXV открытых слушаниях В 2011 году Государственный музей-заповедник «Павловск», как и ряд других музеев издающий полный каталог своих коллекций, опубликовал выпуск, посвященный архитектурной графике конца XVIII -…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments