Сергей Выжевский (dharma_ser) wrote,
Сергей Выжевский
dharma_ser

Category:

Будь здоров, силен и готов... Царскосельский кружок велосипедистов

Часть 1. Будь здоров, силен и готов
Часть 2. От начала начал
Часть 3. Время кружков

Часть 4. Тярлевский кружок любителей бега. Часть 1
Часть 5. Тярлевский кружок любителей бега. Часть 2
Часть 6. Тярлевский кружок любителей бега. Часть 3
Часть 7. Тярлевский кружок любителей бега. Часть 4

По материалам выставки в в Музее истории города Павловска.

Так выглядел значок члена Царскосельского клуба велосипедистов:



Первый документ - воспоминания о том, с чего кружок начинался, записанные по горячим следам. Из журнала "Велосипед" (1894).


Илл 2-31.jpg
Илл 2-32.jpg

Та же статья в расшифрованном виде:

Царско-Сельский кружок велосипедистов

В летний сезон 1887 г.<ода> в Павловском парке появилось большое количество велосипедистов, которые, катаясь, кто отдельно, кто попарно, — обращали на себя внимание не привыкшей к такому зрелищу публики, и отчасти пугали ее, и приводили в негодование. Чудный парк и хорошие дороги Павловска благоприятствовали, как нельзя больше, езде на велосипеде, так что здесь, как ни в каких других окрестностях Петербурга, сама местность способствовала быстрому возрастанию числа любителей этого спорта.
К концу <18>87 г.<ода> в Павловске можно было насчитать уже до 30 машин.
В начала лета следующего года молодые спортсмены стали один за другими перекочевывать на дачу, и вскоре можно было встречать уже довольно большие группы, человек по 10, по 15, на высоких и безопасных велосипедах. С этого времени, можно сказать, начинается корпоративный характер среди велосипедистов Павловска. Отдельные группы соединились в одну большую и, выбрав место для ежедневных сходок у Мачты, недалеко от дворца Вел.<икого> Кн.<язя> Константина Николаевича, каждый день собирались сюда и предпринимали совместный катанья по парку. Прогулки с каждым разом становились продолжительнее, и вскоре вся компания предприняла поездку в Царское Село, где обширность парка и разнообразие местности дают возможность приятно прокатиться под тенью роскошной, густой зелени в течение нескольких часов, не встречая ни симметричных аллей, ни монотонных видов. Поездки в Царское Село стали повторяться довольно часто, и в это время одно место в Царскосельском парке заслужило особое внимание спортсменов - это отдельная, четыреугольная аллея в 411 сажень кругом у Орловских ворот, представляющая весьма удобное место для состязаний. Компания выбрала это место для остановок, и во время отдыха несколько из молодых людей пробовали здесь свою скорость. Затем они стали приезжать сюда специально с целью состязания, и с этих пор поездки в Царское Село получили особый характер. Цель их была - тренироваться и состязаться на вновь избранном месте.
В конце лета была предпринята совместная поездка в Стрельно, где было уже значительное количество велосипедистов, образовавших в следующем 1889 г.<оду> маленький «Кружок Любителей Спорта», под председательством г. Ильина. Г. Моллер, лучший ездок Павловска, покинул своих товарищей и поселился на это лето в Стрельне. Тут он принимал деятельное участие в развитии нового Стрельнинского Кружка.
В течение летнего сезона члены «Кружка» устраивали несколько состязаний на призы, к участию в которых они приглашали павловских и петербугских велосипедистов.
Первое состязание состоялось 30 июля, и павловские велосипедисты оказались победителями. Из них наиболее отличались Н. Ягн и Г. Сандерс, взявшие три первых приза.
Второе состязание было 31 августа. Те же велосипедисты взяли снова три первых приза, но на этот раз не могли быть названы героями состязания, так как на большую дистанцию 24 в.<ерсты>, были побеждены петербургским велосипедистом С. Черемисиновым.
На следующий год, первый толчок по устройству состязаний дал г. Сандерс в Царском Селе. Они устроили, состязание на дешевые призы (маленькие серебряные медальки) для малолетних велосипедистов. Павловские велосипедисты, как старшие, не допускались к участию, но были приглашены в качестве судей. К концу лета и старшие спортсмены последовали примеру младших и, пригласив к участию гостей из Петербурга, Петергофа и Стрельны, устроили два больших состязания в августе и в сентябре.
На первом состязании 15 августа принимали участие петербургские известности — победители на циклодроме Семеновскаго плаца. Здесь же они потерпели поражение от павловских велосипедистов, из которых в особенности отличались:
Н. Ягн на дист.<анции> 24 в.<ерсты> — 56 м.<инут> 20 сек.<унд>
<Н. Ягн на дистанции> 2 в.<ерсты> 233 саж.<еней> — 5 м.<инут> 27 сек.<унд>
Г. Сандерс на дист.<анции> 1 миля — 3 м.<инуты> 15 сек.<унд>
На выс.<оком> вел.<осипеде> без руля, на дист.<анции> 4 в.<ерсты> 144 саж.<ени> — 7 м.<инуты> 45 сек.<унд>
Призы состояли из серебряных жетонов, недорогих, но красивой работы, с гравированными буквами: П. К. В. <Павловский кружок велосипедистов>
Второе состязание состоялось 26 августа, и на участие в нем записалось много велосипедистов из Петербурга, Петергофа и Стрельны, но павловские остались победителями и на этот раз.
На дист.<анции> 24 в.<ерсты> первым пришел Н. Ягн, в 56 м.<инут> 16 сек.<унд>,
вторым — В. Герзейст, третьим — Б. Рингенберг, оба отстали от первого более, чем на круг.
Приз был пожертвован г. Кудрявцевым: часы оксидированного серебра, с цепочкой и в футляре, весьма изящной работы, ценой в 60 р.<ублей>.
7-го сентября Павловский Кружок Велосипедистов затеял еще одно состязание на три первых приза, пожертвованных штабс-ротмистром г. Пистоль-Корсом.
Призы эти получили:
Н. Ягн на дист.<анции> 15 в.<ерст> серебр.<яный> кубок.
Скалону <на дистанции> 4 <версты> 55 саж.<ени - серебряный> стакан.
В. Ушину <на дистанции> 1 круг (411 саж.<еней>) <серебряный> карандаш.
Такие успехи, естественно, возбудили в павловских велосипедистах сильнейшее желание устроить правильный кружок с установленным годовым взносом. Некоторые из них в течение последовавшей зимы хлопотали и старались набрать участников и составляли целые планы на предстоявшее лето.
Назначили годовой взнос 5 руб.<лей>, за что члены должны были получать значок Кружка и могли участвовать в состязаниях за взнос в три раза меньший, нежели постороннее велосипедисты.
Сочувствие павловских и царскосельских велосипедистов к Кружку было так сильно, что не прошло и месяца, как Кружок, названный «Царскосельским Кружком Велосипедистов» мог сосчитать до 25 членов, а к концу лета число их возросло до 46.
Циклодром у Орловских Ворот был выхлопотан г. Скалоном для Кружка, как постоянное место для устройства состязаний.
Был назначен день для собрания членов-учредителей, которыми считались: гг. Сандерс, Ягн, Кемпер 1-й, Кемпер 2-й, Черемисинов, Герзейст, Волков, Паульборн, Лесников и Ушин.
Казначеем был избран г. Сандерс, который с замечательной аккуратностью и умением исполнил свои обязанности. Секретарями были — г-да Кемпер 1-й и Черемисинов.
Заведующей Кружком, за отсутствием г-на Скалона, был г. Ягн; он же и заведующий гонками.
На долю г-на Кемпера 2-го пало наблюдение за порядком во время состязаний.
14 июля 1891 г.<ода>, день первого состязания, был признан за день основания Кружка, и решено было с этого времени праздновать его каждый год.
Кроме состязание, в течение этого лета, было совершено несколько совместных поездок в Петергоф, в Ораниенбаум и Стрельну.


Публикации в журнале "Велосипед" о деятельности кружка.







Один из председателей кружка.

Гоночные правила (правила соревнований)




Открытие Царскосельского циклодрома:













А завершим нашу небольшую виртуальную экскурсию цикллом статьей петербургского спортсмена и спортивного журналиста Г. А. Дюперрона "Павловские гонения":







Герой статьи - М. М. Р.






А вот те самые пресловутые правила:

Илл 2-33-1.jpg

Расшифровка статей Дюперрона:

ПАВЛОВСКОЕ ГОНЕНИЕ.

Один из наших читателей только что сообщил нам из Царского Села, что в Павловске никаких объявлений относительно павловских №№ пока не имеется. Я переехал в Павловск 19 числа и уже сегодня испытал на себе (я пишу 29 Мая) все прелести гонения на велосипедистов, которое началось в Павловске в прошлом году и кажется возобновится и нынче. Для читателей, которые не знают в чем дело, расскажу вкратце, как павловская полиция любит и поощряет велосипедный спорт. В прошлом году на деревьях города и парка в Павловске рядами с объявлениями ездить по некоторым местам появились правила, которые приглашали всех велосипедистов без различия пола и вероисповедания обзавестись павловскими №№ для велосипедов, независимо от имеющихся или не имеющихся петербургских или царкосельских №№. При этом полиция обещала, что и в будущем году нужно взять новый № и вообще нужно будет ежегодно менять №№. Между тем эти выдавались без разбора умеющим и не умеющим ездить, достаточно было заплатить два рубля, чтобы получить билет. Сам номер оказался тяжелой круглой бляхой желтого цвета и конечно не мог стоить тех двух рублей, которые требовалось внести. Периодичность взимания некоторой суммы денег за право пользоваться велосипедом очевидно указывает на то, что тут учрежден прямо-таки налог на велосипеды не разрешённый Государственным Советом. Вследствие отказа одного велосипедиста взять билет дело попало в суд, где велосипедист был оправдан, так как дело было возбуждено не по соответствующей статье. Однако по соответствующей статье дело вновь возбуждено не было, так что полиция очевидно сдалась.
Нынче никаких объявлений вывешено не было и я думал, что дело останется при прежних порядках, когда петербургские № считались действительными. Вдруг сегодня меня останавливает на улице городовой (его № 10) с заявлением, что нужно взять новый номер и на мои расспросы заявил, что этот новый № круглый и желтый, что прошлогодние №№ не годятся и что им, городовым приказано снимать у велосипедистов петербургские №№, очевидно для того, чтобы заставить их брать павловские.
Пораздумав немного я пришел к убеждению, что очевидно городовой не знает в чем дело, потому что, во-первых прошлогодние были круглы и желты, так что если нынче сделаны новые, то они очевидно другого цвета, во-вторых относительно снимания №№ едва ли ему была дана подобная инструкция. Впрочем я моментально предложил городовому снять мои №№, от чего он уклонился, благоразумно сказав, что он не хочет делать неприятностей.
Я его вполне понимаю и подожду, что будет дальше, о чем извещу читателей «Спорта», для которых вероятно гонение на велосипедистов в 25 верстах от столицы покажется фактом довольно пикантным. Во всяком случае сегодня же приходит городовой ко мне на дом, чтобы сказать, что он в последний раз предупреждает меня. Какая любезность!

Г. А. Дюперрон



ПАВЛОВСКИЕ ГОНЕНИЯ

Прежде чем перейти к делу, я должен упомянуть о той роли, которую я сыграл в деле павловского налога на велосипеды в прошлом году. Как М.<ихаил> М.<ихайлович> Р.<епинский>, о котором я писал прошлый раз, я решил судом добиться освобождения меня от налога, но только иным путем. Дождавшись протокола я собирался на основании его предъявить иск к полиции в том, что она заставила меня заплатить неправильно два рубля. Узнав, что мой протокол препровожден к судье, я взял № и поехал за копией с протокола и с готовым прошением к судье.
Там оказалось, что, вопреки заявлению, протокол еще не получен. Затем дело было, по распоряжению полицеймейстера, прекращено и протокол уничтожен; так что мне пришлось лишь быть свидетелем по делу М. М. Р. Еще я должен сказать, что вопрос о том, что М. М. Р. был обвинен по неподходящей статье был возбужден не обвиняемым, а самим судьей; обвиняемый же настаивал только на том, что этот № замаскированный налог и что он не обязан платить его, потому что налог на велосипеды не разрешен правительством.
Затем вкратце моя судьба в нынешнем году: после заявления городового № 10 о том, что ему приказано снимать у велосипедистов пeтербургские номера, я день пробыл в городе, а с тех пор уже два раза проехал совсем медленно мимо этого самого городового и он мне не сделал никакого замечания. Пока еще не знаю чем объяснить это, затишьем перед грозой, или затишьем после грозы.
Наконец мне удалось увидать один новый павловский №: красный, круглый и большой.
Это обстоятельство наводит на размышления: городовым якобы приказано извещать обывателей о том, что нужно брать новые номера, объявлений же об этом нигде не вывешено.
Приходит такой городовой и говорит вам, что нужно иметь круглый желтый номер и что ему приказано снимать у велосипедистов петербургские номера. Я отлично знаю, что желтые №№ были в прошлом году, что, раз нынче они новые, то очевидно не желтые, а какого-нибудь другого цвета; затем я отлично знаю, что приказания относительно петербургских №№ не могло быть дано, что это выдумка городового, чтобы запугать меня. Имею ли я основание верить этому городовому, что прошлогодние №№ недействительны и что нельзя ездить с петербургскими номерами, тем более, что я знаю, что Министр Двора утвердил для Царского села и для Павловска правила, по которым разрешено ездить с петербургскими номерами? Кому же я должен верить и кого слушать: Министра, распоряжение которого мне известно и которое опубликовано, или городового, который передает мне невероятное распоряжение неизвестно кого, так как оно нигде не опубликовано?
Вот как обстоит дело.
Я лично считаю налог на велосипеды (в очень небольшом размере, хотя бы в размере тех же двух рублей) не только не правильным или обременительным, но даже желательным. По крайней мере велосипедисты, платя налог, будут правы требовать что-нибудь, хотя бы небольшого уважения, которым они теперь не пользуются; достаточно сказать, что в настоящее время всякий велосипедист, который попадается в каких-нибудь пустяках, лишается права езды по городу, так как у него отнимают номер. Раз мы будем платить налог, этого не может случиться. Затем, если налог пойдет, как это предполагают, на улучшение дороги, то налог из обременительной повинности превратится в благодеяние для самих велосипедистов.
Это утешение не может существовать для павловских велосипедистов: тут, чем больше чинятся дороги, тем хуже они становятся, как это ни кажется странно. К счастью для велосипедистов чинится только середина дороги, бока же остаются нечиненными и поэтому гораздо глаже середины, так что ими можно пользоваться.
Зато худший враг для нас дождь.
В среду 3 Мая шел дождь, не сильный, но вполне достаточный для размягчения павловских улиц. Мне пришлось быть в этот день в Петербурге; вышел я из дому не рано и нужно было торопится, потому что извозчика в наших краях (Матросская слободка) не достать.
Но хорошая ходьба в дождливое время немыслима на улицах: идешь потому, что принято называть панелью... Для тех, кто не знает, что принято называть панелью, я скажу, что это то место улицы, по которому запрещено ездить на велосипедах. Итак, идешь по панели и ноги, вследствие липкой каши на ней, так разъезжаются, что не только стремишься идти быстро, но только и смотришь, как бы не сесть в грязь или не свернуть ногу; перейдешь на то, что принято называть проезжей дорогой (смею вас уверить, что в дождь это место для велосипедистов непроездно), там нисколько не лучше, так что иной раз воображаешь, что находишься не в 25 верстах от столицы, а в каких-то дебрях глухой провинции.
Вчера, 4 Мая стояла глухая погода, но дороги все еще покрывала та же липкая грязь.
Ехать по дороге, как я уже говорил, невозможно. По «панели» не позволяется, да и вероятно не лучше, остается одно - ехать по канавке, разделяющей дорогу от панели, которая представляешь самое лучшее и наименее скользкое место в дождливое время. Вы едва ли поверите этому, но прошу убедиться и спросить людей в Павловске.
Когда я выехал на Солдатскую, я думал воспользоваться краями дороги, о которых я уже писал, но к ужасу своему увидел, что Солдатскую улицу чистят следующим способом: размазывают грязь с середины улицы по бокам, так что середина действительно становится чуть-чуть чище, зато проехать по улице на велосипеде нет никакой возможности, тем более, что на Солдатской «панель» отделена от дороги деревьями и нет даже спасительной канавки. В тот же день я был вечером в Царском Селе, там совершенно чисто на улицах, но там улицы от починки становятся лучше, чем вероятно и объясняется их чистота.
И за такие блага нас заставляют платить городу ежегодный налог.

Г. А. Дюперрон



ПАВЛОВСКИЕ ГОНЕНИЯ

Я получил по поводу своей последней статьи анонимный упрек. Я писал о достоинствах павловских улиц и сказал, что за такие блага нас заставляют платить налог. Мой анонимный корреспондент пишет, что не следует забывать что помимо улиц имеется еще парк и музыка.
Относительно музыки говорить нечего, потому что в таком случае следовало бы брать налог вообще со всех жителей, да наконец музыка никакого отношения к велосипеду не имеет и имеются велосипедисты, живущие в Павловске и посещающее музыку реже, чем петербургские велосипедисты.
Что касается парка, то я конечно согласен, что он мог бы составлять благо для павловского велосипедиста, но по Павловскому парку очень мало ездят на велосипедах. Безусловно, трудно отыскать лучшее место для прогулок пешком, верхом или в экипаже, но для велосипедистов существует очень немного дорог, а самые красивые места соединены не шоссейными дорогами, а верховыми, которые ни для одного велосипедиста неудобны, проездные лишь для сравнительно опытных велосипедистов, дамы, например по ним совсем не могут ездить. Поэтому Павловский парк служит преимущественно для проезда в Царскосельский парк, да и то проезд по нему не лишен неприятных сторон: для проезда в Царское Село по парку имеется два сплошь шоссированных пути: мимо фермы и мимо вокзала. Первый довольно далек и потому второй предпочтителен, но беда в том, что во время дневной музыки от 2 до 4 1/2 проезд по части дороги мимо музыки закрыт, а вечером, т. е. в то время,
когда больше всего ездят, закрыт проезд не только мимо вокзала, по парку, но вообще все место прилегающее к вокзалу, так что проехать не слезая можно только по очень плохому Павловскому шоссе или дальней дорогой через парк.
Таким образом за то что велосипедисты платят налог они не только не пользуются какими-нибудь правами, но даже лишены удобного сношения между Павловском и обычной целью поездок - Царским Селом.
Наконец в городе вывесили объявления о павловских номерах. В объявлениях очень откровенно сказано, что езда по Павловску разрешается и с билетами, выданными одними из дворцовых правлений (читай Царское Село и Гатчина), но велосипедисты живущие, хотя бы и временно в Павловске обязаны взять билет из Павловской полиции. Откровеннее трудно было выразиться.

***

На другую тему: знаете ли вы, что город Павловск (Петербургской губернии) принадлежит к тем центрам цивилизации (вроде Пошехонья или Царевококшайска), где на автомобили и на моторы смотрят со страхом и крестятся при их приближении.
Надо полагать, что это так, потому что в прошлом году внезапно была запрещена езда на «автомобилях и моторах» по городу и по парку. Впрочем виноват, запрещено это было гораздо ранее, потому что я помню, что один житель Павловска держал свой автомобиль в Царском Селе потому именно, что в Павловске ему было запрещено ездить. Это было лет пять тому назад.
Но в прошлом году запрещение стало официально. Нашелся однако один господин, который преспокойно разъезжал по городу и тогда решили правильным допустить езду по городу, но воспретить езду по парку.
Замечательно, что в Петербурге езда на автомобилях разрешена, в Царском разрешена, а в Павловске, где народу и лошадей меньше, чем в  Петербурге и в Царском - автомобили изгнаны.
Послушайте же, что недавно случилось: ко мне поехали двое знакомых из Петербурга на трехколесках. Въехали они в парк со стороны Царского Села, не знали павловских законов, при въезде в парк никакой надписи не видали, потому что там ее нет, и преспокойно ехали по парку. В одном месте городовой даже подтолкнул одного из них после остановки. Проехали они весь парк и едут городом. Недалеко от моей дачи стоить городовой и закричал на них: «Что вы не знаете, что по городу нельзя ездить, поезжайте в парк!». Как вам это нравится?
В настоящее же время езда воспрещается как по парку так и по городу.

Г. А. Дюперрон


В дальнейшем в Царском Селе действовали Царскосельский кружок любителей спорта и Царскосельская автомобильно-спортивная дружина.

Продолжение. Футбол в Павловске и Царском Селе
Tags: Будь здоров силен и готов, Г. А. Дюперрон, М. М. Репинский, Музей истории города Павловска, Павловск, Царское Село, Царскосельский кружок велосипедистов, велосипед, г-жа Абрикосова, спорт
Subscribe

Posts from This Journal “Будь здоров силен и готов” Tag

promo dharma_ser april 20, 2019 10:54 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Краткая видеоверсия выступления автора в Институте Петербурга на XXV открытых слушаниях В 2011 году Государственный музей-заповедник «Павловск», как и ряд других музеев издающий полный каталог своих коллекций, опубликовал выпуск, посвященный архитектурной графике конца XVIII -…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments