Сергей Выжевский (dharma_ser) wrote,
Сергей Выжевский
dharma_ser

Categories:

Исторические планировки Павловского парка (1780-е годы): проблемы создания и авторства


План Шантильи. Большой зеленый массив в центре - прообраз Большой звезды

Павловский парк по праву считается одним из лучших пейзажных парков мира, однако, как это ни парадоксально, вопрос об авторстве планировок большинства его районов никогда серьезно не рассматривался. Нет, конечно, мы знаем о П. Гонзаге (Белая береза, Долина прудов, Парадное поле) и А. Ф. Виолье (Собственный садик, Привольерный участок), но кому мы обязаны созданием других, не менее замечательных районов - Долины реки Славянки, Большой Звезды, Зверинца, Мариентальской долины?..
Стандартный ответ подразумевает, что эти районы создавались по замыслу Ч. Камерона, продолжал его дело В. Бренна, но так ли все просто?
Попробуем разобраться.
На «Генеральном плане увеселительных домов Паульлуста и Мариенталя...» 1779 года[i] Павловский парк представляет собой долину реки Славянки от Большого каменного моста до Чёрного моста (по современным ориентирам), на «Плане Паульлюста...» 1780 года[ii] «окультуренная» часть долины завершается почти сразу за Чугунным мостом (тогда на его месте был другой мост) у будущего Храма Дружбы. Кроме того, на плане 1780 года парк захватывает часть крестьянского поля на левобережном плато (от обрыва плато до современных Вокзальных прудов).
Таким образом, можно выделить три района первоначального парка - Долину реки Славянки, «Паульлюст» с ближайшей округою и Левобережье.



К. Б. де Брунольт (С. B. de Brunolt). План Паульлюста... 1780. Фрагмент

Главными доминантами первоначального ансамбля Долины реки Славянки были четыре острова, соединенные между собой и с берегами извилистыми дорожками и причудливыми мостиками, запруды, каскад и несколько павильонов с ориентацией на китайский стиль.
На правом берегу над этой долиной величаво господствовал «Паульлюст» (на месте современного Большого дворца), недалеко от «Паульлюста» (в районе верхней площадки не существовавшей еще Большой каменной лестницы) были выстроены Руина и рядом Руинный мост через овраг (сейчас на его месте мост у северного корпуса современного дворца).
Освоенный участок Левобережья представлял собой бывшее крестьянское поле. При въезде в павловскую усадьбу на этом поле поставили колонну со статуей Флоры, а в дальнем конце поля возвели причудливый домик - крестьянскую усадьбу - Шале (впоследствии - Старое Шале).
Этот по-своему изящный ансамбль создавался до приезда в Россию Ч. Камерона, и его творцами были В. Неелов, А. Ринальди, Ю. Фельтен и П. Патон[iii].
В 1780 году в Павловске наступает эпоха Камерона. Архитектор расширяет Долину реки Славянки, заканчивая ее Храмом Дружбы, дополняет поляну на Левобережье Храмом Аполлона (первоначально была сделана попытка воткнуть Храм Аполлона в Долину реки Славянки вблизи от будущей Холодной ванны) и Царскосельскими воротами, возводит Оранжерею, положив начало парадной линии застройки Предместья.


Чарлз Камерон

Затем наступает период преобразования Правобережья (в будущем - Придворцового участка). В 1781 году Камерон неподалеку от «Паульлюста» проектирует Вольер, а затем создает проект Павловского дворца, который начинают строить весной 1782 года. Примерно в это же время Камерон получает от путешествующих по Европе хозяев Павловска поручение подыскать место для Молочни, проект которой заимствован из усадьбы герцога Вюртембергского и лишь слегка доработан архитектором.
В 1783-1784 годах, когда дворец приобрел очертания в реальности, Камерон продолжает реорганизацию пространства во всех районах еще небольшого парка. Об этом свидетельствуют планы Павловска 1785 и 1786 годов[iv]
, зафиксировавшие произошедшие изменения.
Во-первых, в 1783 году прокладывается еще одна «аглицкая» дорожка. План 1785 года показывает, что она начиналась у кухонного двора, петляла вдоль Федоровской дороги в сторону Вольера, делая к нему ответвление, а далее заворачивала в сторону Молочни, продолжаясь уже по краю плато до охотничьей будки «Крик».
Во-вторых, ансамбль дополняется новыми камерными, но очень интересными постройками - Кухней у Храма Дружбы, Шарбоньером (1784, недалеко от Молочни, завязанным на ту же английскую дорожку), Липецкими воротами (на Левобережье, где шла дорога на Липицы) и указательным (Белым) столбом, поставленным на месте, где Царскосельская дорога впервые достигала усадьбы).
В-третьих, на Славянке Камерон уничтожает самый большой остров (вырыт в 1784 году), создав пруд перед будущей Семейной рощей, предтечу современного Фасадного пруда, а также, по-видимому, создает Круглый пруд и запруду в районе Висконтиева моста (отражены на плане Павловска 1785 года). При этом был несколько изменен ландшафт Долины реки Славянки (в том числе за счет вырытой земли). Над Круглым прудом встает статуя Флоры (на насыпном холме, но уже без колонны). Действительно, Долина реки Славянки исполнена в стиле английского парка и по праву может считаться шедевром шотландского архитектора.
В-четвертых, начинает застраиваться Предместье: вслед за оранжереями и церковью Марии Магдалины в 1783 году строятся дом священника, дом для директора, в 1784 году - школа (последние три постройки - с большой долей вероятности по проектам Ч. Камерона).
В-пятых, план 1785 года показывает, что в сторону Обелиска (возведенного в 1782 году по проекту Ч. Камерона) от дворца ведет по краю плато еще одна извилистая английская дорожка, что говорит о том, что эта часть Долины Марии (Мариенталь) становится продолжением парка.
Тем не менее 1784 год был, по-видимому, последним годом, когда Камерон активно работал в Павловске. 10 октября Екатерина II повелевает начать расследование против архитектора, затянувшееся на несколько лет[v]
. Стоит ли говорить, что это привело к тому, что Камерон с конца 1784 года почти не брался за новые проекты и не получал новых заказов[vi]
.
Однако с устранением Камерона развитие Павловской усадьбы не было остановлено. В 1785 году на плане Павловска впервые появляются новые парковые планировки.
Две из них - Привольерный участок и Собственный садик (соответственно во французском и голландском стиле) - авторства А. Ф. Виолье[vii]
, они ярко контрастируют со всем, что было в Павловске раньше, проработаны очень детально, однако занимают сравнительно небольшую площадь в масштабах даже первоначального Павловского парка.
В то же время на плане 1785 года мы видим, что окультуренная часть усадьбы значительно приросла: появились Большая Звезда, Зверинец и так называемая «гусиная лапка» - 5 аллей, сходящихся в одной точке, в дальнем от дворца конце Тройной липовой аллеи. Правда, все эти районы показаны не полностью: за пределами карты осталось больше половины Большой Звезды и Зверинца и львиная часть «гусиной лапки».



План Павловска 1785 года: 1 - Большая звезда (1-0 - Проспект к Конюшне (совр. Водопроводная аллея), 1-1 - Дружеская аллея, 1-2 - Проспект к Шале, 1-3 - Проспект Липецких ворот); 2 - Зверинец; 3 - "Гусиная лапка"; А - Храм (Колоннада) Аполлона; В - Вольер; Д - Храм Дружбы; К - Большие каменные конюшни; М - Молочня; Р - Руина; красной линией выделена "английская" дорожка, проложенная Ч. Камероном и разованная Тройной липовой аллеей

Обычно утверждается, что автором этих трех районов является Ч. Камерон[viii]
. Однако это утверждение должно быть поставлено под сомнение, в первую очередь потому, что все три планировки относятся к регулярному саду во французском стиле, тогда как шотландец был представителем стиля английского.
Чтобы убедиться в этом прочнее, рассмотрим известные нам документы поочередно по всем трем планировкам.
Легче всего анализу поддается Зверинец, создававшийся в 1785 году[ix]
. Основа планировки Зверинца - прямоугольник с проспектами-просеками по осям симметрии и из угла в угол, всего четыре проспекта, образующие восемь лучей, исходящих из центра, где образована круглая площадка. Эта планировка типична для французских парков и к этому времени активно использовалась в России, например в Кусково у Шереметьевых.


Усальба Кусково с высоты. Источник

Новшеством является круговая просека диаметром в половину ширины участка Зверинца, но это также атрибут регулярной композиции, подобный круг, вписанный в квадрат (своего рода «звезда»), существовал в Этюпе[x], поместье, которое обустраивала мать Марии Фёдоровны неподалеку от Монбельяра, а в нашем случае он, несомненно, заимствован из парка Шёнбрунн в Вене, где точно такой же планировочный элемент до сих пор лежит в основе Зверинца, ставшего в настоящее время Зоопарком.


Неизвестный автор. Этюп. План дворца и парка. Последняя четверть XVIII века. ГМЗ Павловск. (Впервые опубликован: О. И. Ламеко. «...Павловск во всех возрастах и видах...». История Павловского парка в архитектурной графике и планах XVIII века. - С. 141 / Пейзажный парк от Просвещения к романтизму в Европе и России. - М.: Кучково поле, 2017.)


Шёнбрунн (Вена, Австрия). Современный план

Анализ плана Зверинца в Павловске открывает нам первоначальные ландшафтные идеи его создателей. В первую очередь это касается видов, которые открываются в перспективах его дорожек (мы будем использовать ниже названия дорожек на плане 1793 года[xi]).


В. Козырев. Генеральный план Павловского: 1793. Фрагмент. Планировка Зверинца: 1 - Проспект Новой деревни; 2 - Проспект Зверинца; 3 - Проспект Учебной площади; 4 - Проспект Обелиска; 5 - Проспект ворот; 6 - Проспект Бурой коровы; 7 - Проспект Ясного неба; 8 - Проспект Верных друзей; 9 - Проспект Угла; 10 - Проспект Полного месяца; 11 - Проспект Сенокосу; Д - Новая деревня. О - Обелиск (будущая Колонна Княгини Ливен), рядом дом мадам Бенкендорф; кс - колонна Конец света. Планировка "гусиной лапки": П - Проспект Пиков (в будущем Пиков переулок, ныне улица 9 января); Г - Проспект Глухов (в будущем Глухой, ныне Партизанский) переулок; С - Проспект Средний; З - Проспект Звезды (ведущий к прообразу Белой березы); К - безымянный проспект, ведущий к Сильвии на основе дорожки, что ранее вела к "Крику"

В створе проспекта Зверинца (современной Зверинецкой улицы) находился центральный корпус Павловского дворца со стороны Парадного двора (дворец в версии Камерона, существовавшей до 1797 года, был намного меньше в объеме). В створе проспекта Учебной площади (современной улицы Обороны) находился «Мариенталь», предшественник крепости «Бип». В створе проспекта Новой деревни (современной улицы Красного Курсанта) стояла колонна «Конец света» (сейчас в Новой Сильвии), поставленная на продолжении Тройной липовой аллеи. Четвертая сторона прямоугольника, самая дальняя, получила название проспекта Верных друзей.
Внутренние дорожки также имели свои названия.
Просека, идущая по лучу из центра на угол проспектов Зверинца и Новой деревни (к современным Пяти углам), имела в створе Вольер, однако на плане 1793 года эта просека носит название проспекта Ворот (сейчас это улица Луначарского), потому что к этому времени вид на Вольер был закрыт дачей Ф. Ф. Вадковского (позднее дача Е. И. Нелидовой), зато на упомянутом углу появились ворота Зверинца.
Просека, идущая из центра на угол проспектов Новой деревни и Учебной площади, носила название проспекта Бурой коровы. В створе этой просеки находилось поле крестьян деревни Линны, и увидеть на этом поле бурую корову, видимо, было вполне реально.
Находившийся между этими просеками по продольной оси симметрии луч на плане 1793 года носил название проспекта Обелиска. Однако известный нам Обелиск основания Павловска находился правее и в створе дорожки никоим образом не просматривался. На самом деле в данном случае имелся в виду другой «обелиск», установленный в те годы на противоположном, левом берегу Славянки и представлявший собой колонну с шаром наверху (ныне эта колонна, на которой первоначально стояла Флора, под названием «колонна княгини Ливен» находится в парке). Однако можно предположить, что это название было не первым, и первоначально луч должен был упираться в строившийся в 1785-1786 годах на левом берегу Славянки дом мадам Бенкендорф. Более того, место для этого дома, вероятно, и было выбрано в 1785 году в створе вырубавшегося параллельно проспекта Обелиска. В 1791 году мадам Бенкендорф, которую Мария Фёдоровна называла своим альтер-эго, попала в опалу у Павла Петровича и была изгнана вместе с мужем от малого двора, так что, вполне естественно, если поменялось и название проспекта[xii].
Любопытно, что оба луча, шедшие по оси поперечной симметрии прямоугольника Зверинца, имели единое название - проспект Ясного Неба, тогда как три оставшихся луча носили название проспектов Угла, Сенокоса и Полного Месяца.
К 1785 году с наибольшей долей вероятности относится и создание Большой Звезды. Анализ планов 1785, 1786, 1789[xiii], 1791[xiv] и 1793 годов показывает, что Большая Звезда в том виде, как мы ее знаем, сложилась не сразу. На плане 1785 года мы видим только 4 проспекта-просеки или аллеи (Дружескую, Водопроводную, Старошалейную, Зеленой женщины и Красного молодца, если брать современные названия). Таким образом, «звезда» оказывается всего лишь намеченной и состоит из трех пересекающихся в центральной точке прямых и отсекающего сегмент от композиции Дружеского проспекта. При этом углы между дорожками неравные, потому что ряд объектов в створах дорожек к этому времени уже существовал и перенести их было невозможно. В створе проспекта к Шале находилось Шале (Старое), в створе проспекта к Конюшне (ныне Водопроводной аллеи) - Большие каменные конюшни[xv], в створе проспекта Липецких ворот (ныне аллея Зеленой женщины) находились Липецкие ворота. Нынешняя аллея Красного молодца делилась на два луча, один из них в 1793 году носил название Красного молодца, а другой - проспект Царскосельского столба. Столб этот, действительно, стоял у начала этой аллеи, но немного правее и на противоположной стороне Царскосельской дороги. К 1798 году сюда же были перенесены Липецкие ворота, которые стали называть Золотыми. Из этой же точки начинался проспект к Храму (современная Дружеская аллея), в створе которого находился Храм Дружбы.


Большая Звезда на межевом плане 1789 года: К - Большие каменные конюшни, 1 - Проспект к Храму (Дружеская аллея), 2 - Проспект к Конюшне (ныне Водопроводная аллея); 3 - Проспект к Шале; 4 - Проспект Липецких ворот; 5 - Проспект Царскосельского столба

Поиск аналогов данной композиции приводит нас в Шантильи, где в конце XIX века находился лесной район с такой же не совсем геометрически «правильной» звездой[xvi], но, что самое поразительное, по краю этого района протекала речка, воспроизведенная в Павловске в виде цепочки прудов (на плане 1786 года уже намечена часть этих прудов, впоследствии получивших название Вокзальных). В более полном виде план Большой Звезды отражен на межевом плане 1789 года, из рассмотрения этого плана становится ясно, что говорить об авторстве изящнейшего Камерона и даже Виолье говорить не стоит, уж слишком «кустарно» все это выглядит.


Plan de la forêt de Chantilly (План леса Шантильи)

Третья парковая планировка, появившаяся впервые на плане Павловска 1785 года - пятилучевая «гусиная лапка», посаженная на конец Тройной липовой аллеи. Впрочем, и саму Тройную липовую аллею, скорее всего, следует отнести к 1785 году[xvii], и создается она, по-видимому, также не Камероном. Справедливости ради стоит отметить, что на плане Павловска 1785 года аллея показана не тройной, а ординарной, на плане 1786 (?) года - двойной (появилась боковая аллея со стороны, где располагался «Вольер»), и только на плане 1791 года мы видим ее в привычной «тройной» ипостаси. Стоит отметить, что эта аллея грубо разорвала Камеронову «аглицкую» дорожку, соединявшую Вольер, Шарбоньер и Молочню, что хорошо видно на планах 1785 и 1786 годов.
В то же время вопрос об объектах, связанных с этой аллеей, не столь однозначен. Колонну «Конец света» в документах тех лет называют «камероновой», требует отдельного изучения вопрос об авторстве Железных (в будущем Этюпских) ворот. Вполне возможно, что для этих объектов Камерон сначала предназначал другие места, возможно, они даже переносились на точки, определённые другими планировщиками.
Таким образом, несмотря на то, что Тройная липовая аллея ведет ко дворцу, спроектированному Ч. Камероном, повторим еще раз: такие аллеи не свойственны для английского сада. В то же время подобные тройные аллеи во множестве украшали сады Версаля и Шантильи, так что, скорее всего, идея была заимствована именно оттуда, как и продолжающая ее пятипалая «гусиная лапка» (отметим, что трехпалые «гусиные лапки» существовали в парках Шантильи и Версаля, в Версале же мы находим интересную вариацию пятипалой «гусиной лапки», центральной «аллеей» которой служил канал).
Главным из пяти лучей павловской «лапки» является продолжение Тройной липовой аллеи, на плане 1793 года обозначенное как «проспект Средний», доходивший в дальнейшем до реки Ижоры и носивший название Ям-Ижорской дороги.
Крайний правый проспект на плане 1793 года носит название «Пиков» (частью его является современная улица Девятого января), по имени балетмейстера Шарля ле Пика, чей дом в 1793 году находился вблизи начала этого проспекта.
Крайний левый проспект представлял собой спрямленную дорогу, ведущую к павильону «Крик», на плане 1793 года этот проспект не подписан, сейчас эта дорожка не такая прямая и носит название 5-й парадной аллеи.
Отметим также, что на планах 1785 и 1786 годов будущий «проспект Пиков» был совсем коротким и не доходил даже до современной Садовой улицы, несколько длиннее была дорога в сторону «Крика», правда, на этом плане обрезано продолжение «проспекта Среднего» и двух ближайших к нему лучей.
Один из этих лучей (справа от Среднего) на плане 1793 года назван «Глухим проспектом» (впоследствии - Глухой, в настоящее время остатком этого луча является Партизанский переулок), другой (слева) - проспектом Звезды (в настоящее время - 4-я парадная и Розовопавильонная аллеи).
Межевой план 1789 года показывает, что на луч проспекта Звезды насажен первый прообраз будущего района Белая береза, в своем первоначальном плане напоминающий Царскосельский Зверинец. На плане 1793 года видно, что идея была скорректирована: исчезли (а скорее всего, и не были никогда вырублены) аллеи по сторонам квадрата с круглыми площадками по углам.
Напомним, что точкой, в которой сходились эти проспекты «гусиной лапки», служили Железные (в будущем перенесенные на другое место и получившие название Этюпские) ворота, находившиеся тогда на Тройной липовой аллее.
Отметим еще раз, что ни одна из вышеупомянутых композиций - Зверинец, Большая Звезда и даже «гусиная лапка» - практически не использовались в английских пейзажных парках, а значит, участие в их разработке Ч. Камерона крайне маловероятно. Опять-таки и разрабатывались они, как свидетельствуют планы и документы, в 1785 году, когда Ч. Камерон в силу обстоятельств уже не участвовал в новых масштабных проектах. Учитывая то, что В. Бренна приехал в Россию в 1784 году и в первые годы пребывания в Павловске занимался преимущественно отделкой дворца, что А. Ф. Виолье не указывает планировки Павловского парка в списке своих работ[xviii], а также некоторую безыскусность указанных планировок (Большая Звезда, Белая береза), скорректированную впоследствии в 1790-е годы, следует признать, что заказчиками и отчасти авторами этих районов были Павел Петрович и Мария Фёдоровна, пожелавшие воспроизвести то, что впечатлило их во время Большого заграничного путешествия, а помогали им в этом павловский архитектор Г. П. Пильников и работавшие в селе Павловском садовники Филипп Логгинович Визлер, Иоганн Микаэль Лейтникер и Генрих (Андрей Иванович) Асмус.





[i] ГМЗ «Павловск». Ч-1046. Генеральный план увеселительных домов Паульлуста и Мариенталя с окружающим местоположением в длину на две с половиною, а в ширину на одну версту. Снят геометрически 1779 года. Впервые опубликован: О. И. Ламеко. «...Павловск во всех возрастах и видах...». История Павловского парка в архитектурной графике и планах XVIII века. - С. 142-143 / Пейзажный парк от Просвещения к романтизму в Европе и России. - М.: Кучково поле, 2017.
[ii] ГМЗ «Павловск». Ч-1047. Plan de Paul-Lust contenant le Jardin et deux villages avec leurs champs et le bois lever an 1780 par C. B. de Brunolt (План Паульлюста, включающий сад и две деревни с их полями и лесом, составленный в 1780 году К. Б. де Брунольтом. Фотокопия Музея истории города Павловска (МИП).
[iii] Выжевский С. В. Забытые первые архитекторы Павловского села (П. Патон, А. Ринальди, Ю. Фельтен) // Кучумовские чтения. Сборник докладов научной конференции «Атрибуция, история и судьба предметов из императорских коллекций». - СПб., 2017; Выжевский С. В. Павловск Павла Петровича и Марии Фёдоровны. Предыстория. 1777-1782. - СПб., 2018.
[iv] К. И. Куровская в неопубликованной «Исторической справке по возникновению и развитию левобережной стороны гор. Павловска. 1777-1916» (1958) датирует эти планы 1784 и 1786 годами. Однако, на мой взгляд, первый из этих планов следует датировать 1785 годом, потому что отображенный на нем проект Больших каменных конюшен был получен Павлом Петровичем и Марией Фёдоровной только 12 апреля 1785 года (см. об этом в издании: Государственный музей-заповедник «Павловск». Полный каталог коллекций. Том XV. Графика. Выпуск 1. Архитектурная графика конца XVIII-начала XIX века. - СПб.: ГМЗ «Павловск», 2011. - С. 113). План 1785 года впервые опубликован (без датировки) в книге: В. Н. Талепоровский. Чарльз Камерон. - М., 1939. - С. 45.
[v] РГИА. Ф. 468. Оп. 37. Д. 280. О разных строениях, производимых архитектором Камероном в Царском Селе и об освидетельствовании и поверке их. 1784-1786. См. также: Д. Швидковский Чарлз Камерон при дворе Екатерины II. - М.: Улей, 2010.
[vi] Как свидетельствуют документы, Ч. Камерон не исполнил в срок проект Больших каменных конюшен, и этот заказ весной 1785 года достался другому архитектору (Государственный музей-заповедник «Павловск». Полный каталог коллекций. Том XV. Графика. Выпуск 1. Архитектурная графика конца XVIII-начала XIX века. - СПб.: ГМЗ «Павловск», 2011. - С. 113-117.). В то же время шотландец продолжал наблюдать за работами по завершению строительства Павловского дворца, в том числе разрабатывать интерьеры жилого первого этажа, а также осуществлять небольшие проекты в парке.
[vii] Государственный музей-заповедник «Павловск». Полный каталог коллекций. Том XV. Графика. Выпуск 1. Архитектурная графика конца XVIII-начала XIX века. - СПб.: ГМЗ «Павловск», 2011. - С. 44, 46.
[viii] Как правило, Ч. Камерону приписывают создание Большой Звезды и Зверинца, проблема авторства «гусиной лапки», насколько мне известно, никогда не ставилась и приписывалась Камерону впридачу. Об авторстве Ч. Камерона в создании данных районов утверждается в частности в работах: А. М. Кучумов. Павловск. Путеводитель. - Л.: 1980. - С. 149, 150; Н. И. Громова. Не сохранившиеся в настоящее время постройки и парковые сооружения Павловска. 1970. - С. 250 / Павловск. Императорский дворец. Страницы истории. Том II. Павловский парк. - СПб.: Арт-Палас, 2005 и др.
[ix] В РГИА хранятся описания (описи) документальных материалов по Павловску за 1780-1793 годы, не поступивших в 1920-е годы в архив и остававшихся в Павловском дворце. В этих описях Зверинец упоминается впервые в 1785 году: РГИА. Ф. 493. Оп. 6. Д. 299. Описание документальных материалов по Павловску за 1785 год. В этом перечне, например, учтена в разделе «Магазейный расход»: «№ 16. Ведомость коликое число [материалов] употреблено на построение новаго зверинца с 1 мая по 1 сентября» (л. 28). В 1786 году в описи дела № 3 «О выдаче денег в генваре месяце» под № 6 значится «Счет на исправление полисада в Зверинце» (РГИА. Ф. 493. Оп. 6. Д. 300. Описание документальных материалов по Павловску за 1786 год. Л. 46).
[x] ГМЗ «Павловск». Неизвестный автор. Этюп. План дворца и парка. Последняя четверть XVIII века. Опубликовано: О. И. Ламеко. «...Павловск во всех возрастах и видах...». История Павловского парка в архитектурной графике и планах XVIII века. - С. 141 / Пейзажный парк от Просвещения к романтизму в Европе и России. - М.: Кучково поле, 2017.
[xi] ГМЗ «Павловск». Ч-1051. Козырев В. Генеральный план Павловского: 1793.
[xii] Возможно, это был проспект Верных друзей (подразумевались Ш. И. и Х. И. Бенкендорф, участвовавшие в Большом заграничном путешествии), после их опалы это название вполне могло перейти на самую дальнюю уже упоминавшуюся просеку.
[xiii] Геометрической специалной план Софийского уезда состоящему воокруге Села Царского селу Павловскому с принадлежащими ко оному деревнями Линной и Кузнецам собственно их императорских высочеств сочинен августа 11 дня 1789 года землемером секунд-майором Петром Никитиным... / ГМЗ «Павловск». Фотокопия МИП.
[xiv] ГМЗ «Павловск». Ч.-1050. Basil Kozireff. Limites du Domaine de Pavlovskoe (на фр. языке). 1791.
[xv] Проект Больших каменных конюшен создан в 1785 году (см. прим. 6), а потому Большая Звезда не могла быть спроектирована ранее 1785 года.
[xvi] Nicolas Lallemant. Plan de la forêt de Chantilly, tiré du recueil "Terres de Bourgogne, Berry...". 1673. / Musée Condé (Электронный источник: http://www.domainedechantilly.com/fr/).
[xvii] Впервые известный нам привоз в Павловск липовых деревьев зафиксирован в 1783 году (РГИА. Ф. 493. Оп. 6. Д. 297. Описание документальных материалов по Павловску. 1783. Л. 58), однако большинство упоминаний о посадке лип и об уходе за ними относится к 1785 году (РГИА. Ф. 493. Оп. 6. Д. 299. Описание документальных материалов по Павловску. 1785. Л. 58, 59, 60, 72). К. И. Куровская в неопубликованной «Исторической справке по возникновению и развитию Левобережной стороны гор. Павловска. 1777-1916» (1958) относит посадку голландских лип к 1784 году, однако в книге М. И. Семевского. Павловск. Очерк истории и описание. 1777-1877. (СПб., 1877), где приводится подробное описание иллюминации, состоявшейся в Павловске 29 июля 1784 года по случаю рождения великой княжны Александры Павловны (с. 44), Большая аллея перед дворцом отсутствует. Впервые главная аллея перед дворцом как один из объектов иллюминации упоминается в книге М. И. Семевского в 1787 году (с. 59).
[xviii] РГИА. Ф. 1486. Оп. 22. Д. 69. Виоллие о пособии и интересные сведения о его. 1801. Л. 1-3об.
Tags: Большая Звезда, Зверинец, Павловск, Сергей Выжевский, Ч. Камерон, Шантильи, Шёнбрунн
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments